60 ошибок Александра Невзорова: невежество и надуманность аргументов простительны?
Цитата из книги А.Г.Невзорова | Комментарий редакции |
Но речь, по эволюционным меркам, - явление совсем недавнее. «Возраст» речи (даже если брать по запредельному максимуму) не превышает двадцати пяти тысяч лет.
С. 167. | Светлана Бурлак, д.ф.н., известный лингвист, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН:
Откуда автор взял идею, что речь имеет возраст в 25 тысяч лет, – неясно. Анатомически современный человек существует более 100 тысяч лет, и у него уже были анатомические приспособления, которые хороши для речи, а в остальном весьма вредны. Откуда бы они взялись, как смогли бы закрепиться в ходе естественного отбора, если бы речи не было? И действительно, в 2012–2013 гг. было опубликовано сразу несколько статей, показывающих наличие речи у гейдельбергского человека и у неандертальца (аргументы в пользу этого публиковались и на портале Антропогенез.ру):
|
Но даже лошадь издает около 15 разноинтонированных звуков именуемых как «ржание», не говоря о еще десятке тоново-высотно различно окрашенных «гуканий» и храпов. Любые другие высшие животные совершенно равны и обезьянам, и лошадям в мастерстве звукоиздавания, причем механизм подачи звуков идентичен обезьяньему (по принципу формирования и реализации фонем), что позволяет обоснованно предположить наличие Broca's area практически у всех высших животных.
С. 170.
| Светлана Бурлак:
Зона Брока (вернее, не она сама, а участки, соответствующие ей по происхождению, как говорят биологи, гомологичные) много у кого есть, весь вопрос, чем этот участок мозга занимается. У человека эта зона отвечает за порождение управляемой сознанием речи (на самом деле, не только, но сейчас это неважно). У шимпанзе и у лошадей звуки не управляются сознательно; зона Брока выполняет у них иные функции. Те, кто пытался обучить обезьян звучащей речи, пишут, что «произвести звук в отсутствие подходящего эмоционального состояния — это для шимпанзе почти непосильная задача» (цит. по: Гудолл Дж. «Шимпанзе в природе: Поведение», М., 1992, стр. 140). Что делали области мозга, соответствующие зоне Брока, у ранних Homo или у архантропов, узнать невозможно: ископаемые останки позволяют до некоторой степени увидеть форму, но не функцию.
Да, издавать «разноинтонированные звуки» умеет не только лошадь, но и многие другие животные. Дело не в разнообразии звуков. Весь вопрос в том, что за информацию может получить тот, кто эти звуки услышит. Звуки, издаваемые лошадью (как правило, непроизвольно), сообщат потенциальному слушателю кое-что о самой лошади: например, что она молодая и сильная (или, наоборот, старая и слабая), чем-то напугана и т.п. А человеческие слова (произносимые произвольно, сознательно) сообщают тому, кто их слышит, о чём-то во внешнем мире – например, о лошадях, которых человек видит. |
Бедные креационисты бледнеют от мысли о маленьком дриопитеке dryopithecus proconsul major, чей крошечный пенис почти восемь миллионов лет назад дал жизнь сразу нескольким ветвям приматов.
С. 174.
| Видимо, А.Невзоров имеет в виду Proconsul major, который сейчас вообще определяется как Ugandapithecus major.
Жил этот примат в раннем миоцене, т.е. не 8 миллионов лет назад, как пишет А.Невзоров, а 18-19 миллионов лет назад.
Нам неизвестно, откуда Невзоров узнал о размерах пениса Proconsul major, однако средний вес этого ископаемого примата оценивается в 60-90 кг, так что маленьким его назвать никак нельзя (см.: Walter Carl Hartwig. The Primate Fossil Record. Part of Cambridge Studies in Biological and Evolutionary Anthropology. 2008. p. 317).
А. Невзоров упорно пишет латинские названия родов животных с маленькой буквы, что говорит о незнакомстве с элементарными правилами зоологической номенклатуры. |
Рассмотрим каменные орудия. Если сравнить «олдувайские»22 образцы оббитой гальки, сделанные примерно 2000000 лет назад, с гораздо более поздними рубилами питекантропов и образцами «мустьерской» техники неандертальцев, то прогресс либо отсутствует вовсе, либо он есть, но незначителен. Potius, он есть лишь настолько, чтобы заметить некоторые отличия, но не более. Принципиальных изменений ни в обработке камня, ни в конструкции или форме орудий не происходит в течение всей, поистине космической по своей протяженности эпохи. Два миллиона лет homo колошматит камнем по камню, чтобы придать ему некоторую приладистость к руке и несколько относительно острых граней, но в результате каждый раз получает крайне неудобный и малоэффективный инструмент.
Специализация орудий в течение всего палеолита не меняется, не расширяется, это всего 3-5 «типов» крайне примитивных орудий. Причем «типами» их назвать сложно, небольшая разница форм и сколов связана, вероятно, лишь с первоначальной формой и породой обколотого камня, но не является намеренной.
C. 176-177.
Necessario notare, что то, что я написал выше о «кривой прозрачной фигурке с хвостиком», в полной мере относится не только к Леониду I или Эйнштейну, но и к тем людям, что на протяжении двух миллионов лет не могли научиться бить камнем по камню так, чтобы в результате получилась реально режущая грань.
С. 257. | А. Незворов не знает азов археологии.
В течение каменного века техника изготовления орудий менялась радикально и много раз.
Homo erectus – создатели ашельских индустрий – не просто «колошматили камнем по камню», а научились изготавливать стандартизированные орудия на основании крупных заготовок, причем достигли в этом высокого мастерства (см. здесь) Появился разнообразный инвентарь – острия, скребла и т.д. Орудия становятся симметричными, форма – целесообразной (а отнюдь не случайной, как пытается представить дело Невзоров), обработка их – тщательной.
Леваллуазская техника изготовления орудий, появившаяся в середине ашеля, позволяла из одной заготовки (нуклеуса), специальным образом подготовленной, получить множество стандартных отщепов или пластин, из которых потом изготавливались орудия.
В среднем палеолите у неандертальцев технологии изготовления орудий на отщепах, отколотых от заготовки-нуклеуса, достигли высокого совершенства. Кроме того, появились техники изготовления орудий из кости и дерева.
Стоило бы предложить А.Невзорову попытаться самостоятельно изготовить мустьерский остроконечник, ашельское рубило или даже олдувайский чоппер... Опыт археологов-экспериментаторов говорит о том, что это занятие требует серьезной подготовки.
Мнение А.Невзорова о «неэффективности» палеолитического каменного инвентаря говорит о плохом знании вопроса.
Эксперименты с олдувайскими чопперами, например, показали, что с помощью таких орудий можно за пару часов разделать слона. |
Только в Ашельской культуре (а это всего 30000 лет назад) ассортимент расширяется до 5-15 типов, имеющих некоторые функциональные различия.
С. 177. | А. Невзоров всё перепутал.
Ашельская культура появляется более 1,7 миллиона лет назад, в эпоху ранних Homo ergaster. Возможно, автор перепутал ее с ориньяком.
Названия культур на русском языке пишутся с маленькой буквы. |
Тут уместен простой вопрос — а была ли потребность в этом усовершенствовании? Была ли та форма рубил ошибкой? Лучшим ответом на этот вопрос будет сам факт состоявшегося в конце концов усовершенствования (исправления ошибки), примеры которого я привел в качестве образцов ашельской неолитической культуры.
С. 179. | А. Невзоров опять всё перепутал.
Ашель – относится к нижнему палеолиту, его создатели – Homo ergaster.
Неолит следует за мезолитом, это совершенно другая эпоха, когда люди вполне современного типа уже занимались сельским хозяйством.
Неолит начался не ранее 11-12 тысяч лет назад, ашель же – 1,7 млн. лет назад. «Ашельский неолит» – нелепое сочетание, за которое выгоняют с зачета на 1-м курсе исторического факультета. |
Самой «расхожей» из «тусклых» можно признать гипотезу социализации homo в процессе «совместной охоты». Второе место принадлежит известному утверждению Ф. Энгельса о роли некоего «труда». Обе версии давно и прочно стали locus communis. Но «почтенность» и обиходность данных версий лишь маскируют полное отсутствие всяких археологических доказательств «охотничьей» или «трудовой» деятельности homo erectus, вплоть до самого позднейшего периода, т.е. до той эпохи, которая обобщенно именуется «кроманьонской», и по самому строгому счету включает в себя лишь последние 15-20 тысяч лет истории homо. (По другим, более размытым оценкам, около 30 тысяч лет). Explico. На данный момент археология свидетельствует, что ни один из раскопов «докроманьонских слоев» ни в одной части мира не обнаружил орудий, применимых для какой-либо охоты на какое-либо крупное животное или для реальной трудовой деятельности. Все рубила, скребки (и прочий каменный инструментарий), известные на сегодняшний день науке, применимы, вероятно, только для «расковыривания» туш и являются простым компенсатором неполноценных когтей и зубов hоmо, не пригодных даже для разгрызания и разрывания падали.
С. 184-185. | Как уже говорилось выше, орудия, вполне применимые для активной охоты, известны начиная как минимум с 400 тысяч лет назад (например, копья в Шеннингене и Лерингене).
Непонятно, что подразумевает Невзоров под «трудовой» деятельностью, если систематическое изготовление каменных орудий (практиковавшееся всеми Homo, начиная с хабилисов), по его мнению, не подпадает под это понятие.
«Кроманьонская эпоха» (видимо, имеется в виду верхний палеолит) начинается не менее 40 тысяч лет назад.
Между классическими Homo erectus и кроманьонцами (верхнепалеолитическими людьми) лежит несколько сотен тысяч лет…
Трасологический метод исследования и ряд других методов позволяют показать, что орудия неандертальцев использовались не только для «расковыривания туш», но и для обработки дерева, растирания красителей, проделывания отверстий в раковинах-подвесках, выделки кожи и т.д. (Soressi M. et al. Neandertals made the first specialized bone tools in Europe // PNAS, 2013, August 12; см. здесь). |
Ridicule, но тут и генетика вынуждена отставить характерную для нее многозначительность, жонгляцию открытиями-однодневками и честно признать, что «вы наследуете не интеллект, а способность развить свой мозг до определенного уровня при благоприятных условиях» {Ridley М. Genome, 2008). Да, для того чтобы иметь «хороший мозг», необходимо получить его хороший проект. Этим проектом, собственно, и является шестая хромосома генома.
С. 188. | Светлана Боринская, к.б.н., известный генетик, ведущий научный сотрудник лаборатории анализа генома Института общей генетики им. Н.И.Вавилова:
Шестая хромосома, также как и все остальные, необходима для развития нормального организма и мозга в том числе. Почему А. Невзорову полюбилась именно она в качестве «проекта мозга», научно определить невозможно.
Инструкция по развитию мозга ни в одной отдельной хромосоме не содержится, что известно из школьного курса биологии. Для развития мозга необходимо иметь по паре всех хромосом.
Изменение числа хромосом приводит к нарушениям развития, наиболее известным из которых является синдром Дауна. |
Но это лишь проектная документация, «инструкция по сборке», не более. Документация, которая будет пытаться диктовать анатомическое и физиологическое построение данного органа, возможно, предопределит его анатомическую нормальность или аномалию, но она не имеет никакого отношения к интеллекту.
С. 188-189. | С. Боринская: «Инструкция по сборке», которая содержится в геноме, действительно определяет формирование мозга и возможность выполнения положенных ему функций, в том числе обучения и интеллекта. Разумеется, «инструкция по сборке» имеет непосредственное отношение к тому, что интеллект будет иметь материальный субстрат, обеспечивающий его развитие. Конечно же, эта инструкция не предопределяет то, чему человек научится при жизни. Придется учиться ходить, говорить, держать ложку в руке, считать, писать, танцевать и т.д. Однако, если инструкция «плохая», то и способности к обучению будут ниже среднего именно по той причине, что анатомическое строение и физиологические особенности мозга отличаются от нормы.
|
Ergo, круг замкнулся.
Мы имели возможность убедиться, что анатомическое совершенство головного мозга или его анатомическая современность не гарантирует возникновение и функционирование интеллекта.
С. 196. | Интересно, кто из вменяемых авторов (начиная с Фридриха II в XIII веке) утверждал обратное…
То, что полноценный интеллект – явление не только биологическое, но социальное, и формируется лишь в результате взаимодействия человека с обществом – давно прописная истина. |
См. также:
- Апокалипсис безграмотности: 50 ошибок. Комментарий на книгу Ильи Стогова
- Профессор А.И.Осипов об эволюции человека: 15 ошибок за 15 минут
- 150 ошибок профессора С.В.Савельева?.. Рецензия на книгу «Возникновение мозга человека». Часть I
- Каменный век Восточной Европы в кривом зеркале российской лженауки