English Deutsch
Новости
Достающее
звено

Каким путем заселялась Полинезия?

Фрагмент из книги:
Достающее звено
Достающее звено

Специально для портала "Антропогенез.РУ". 
Авторский проект С.Дробышевского.  Электронная книга даст читателям базовую информацию о том, что известно современной науке о древней родословной человека.

Те Пуни, вождь маори, Новая Зеландия, 1-я половина XIX в.
						Источник: http://mp.natlib.govt.nz/detail/?id=3605&l=en
Те Пуни, вождь маори, Новая Зеландия, 1-я половина XIX в.
Источник: http://mp.natlib.govt.nz/detail/?id=3605&l=en

"Меланезийский путь" гипотетически пролегал от той же восточной Индонезии вдоль северного побережья Новой Гвинеи и всей длинной череды меланезийских архипелагов на Фиджи, оттуда – на Тонга и лишь после – на Самоа, откуда, после продолжительного перерыва – в остальные части региона (классическое изложение: Беллвуд, 1986). Оснований для такой реконструкции суммарно больше: это лингвистические данные, археологические, этнографические и зоогеографические. В частности, именно такая последовательность расселения вырисовывается по находкам керамики культуры лапита. Одним из мощнейших аргументов является распространение домашних животных и растений в Океании. Чересчур длинная линия мелких микронезийских атоллов слишком бедна ресурсами, чтобы через них от Индонезии до Полинезии можно было без потерь провезти кур, собак, свиней и довольно богатый набор культурных растений. Сторонники "микронезийского пути" отвечают, что вся живность была приобретена уже после от фиджийцев. Приверженцы же "меланезийского" объясняют идентичность микронезийских и полинезийских рыболовных крючков и блёсен миграциями из Полинезии в Микронезию, а не наоборот.

Возможно, лучшим решением проблемы служит более сложная "тройная модель" (Addison et Matisoo-Smith, 2010; Green, 1991).

Согласно ей, первыми поселенцами Полинезии были австронезийские по языку и меланезоидные по облику носители культуры лапита, прибывшие по "меланезийскому пути" на Тонга и Самоа от 3500 до 2700 лет назад (скорее к концу этого срока; на Тонга на несколько десятилетий раньше). Они придерживались берегов островов и были ориентированы на морское хозяйство, а не на земледелие (обзор данных:Addisonet Matisoo-Smith, 2010). Около тысячи последующих лет прошли в изоляции на Тонга и Самоа. За это время – от 2000 до 1500 лет назад – тут окончательно сложился прото-полинезийский язык и основные особенности полинезийской культуры; в условиях малочисленных популяций эффекты генного дрейфа придали изначальным меланезоидам некоторую специфику. Тогда же – около 1500 лет назад – на Самоа прибыли новые переселенцы южномонголоидного или "индонезийского" облика, плывшие "микронезийским путём", привнёсшие некоторые культурные новации и, вероятно, новые породы домашних животных. Смешение первопоселенцев и пришельцев дало западнополинезийскую культуру. Вся же остальная часть Полинезии заселялась лишь в последние 1250 лет или несколько дольше, процесс завершился лишь около пятисот лет назад. С Самоа путешественники сначала добрались до островов Общества, а оттуда веером – на Маркизские острова и Туамоту, Гавайи, Новую Зеландию и остров Пасхи; несомненно, были и "поперечные" плавания, например, с Маркизских островов на Гавайские. Часть полинезийцев из Западной Полинезии направилась, наоборот, на запад и освоила острова и их части в Меланезии, причём таких анклавов не так уж мало (хорошая карта приведена в: Те Ранги Хироа, 1959). На северо-западе полинезийцы заселили атоллы Нукуоро и Капингамаранги, географически относящиеся к юго-восточной части Каролинских островов, то есть Микронезии. В это же время с севера Тихого океана, в том числе из Японии (но не только, а частично и минуя её), через Микронезию в Восточную Полинезию могли попасть новые мигранты, культура которых никак не сказалась на культуре тонганцев и самоанцев, ибо они проплыли восточнее этих архипелагов (Беллвуд, 1986).

Даты освоения конкретных архипелагов продолжают обсуждаться. Согласно некоторым новейшим построениям, можно выделить две "волны" расселений: первая – на острова Общества в интервале 1025-1120 гг.н.э, вторая – на подавляющее большинство прочих 1190-1290 гг.н.э., в том числе на Новую Зеландию и остров Пасхи – около 1200 г.н.э. (Anderson, 1991; Higham et Hogg, 1997; Hunt et Lipo, 2006; Wilmshurst et al., 2010). Другие исследователи аргументируют датировки 500 г.н.э. для Гавайских островов и 300-500, 800 или 700-1100 гг.н.э. для острова Пасхи (The archaeology..., 1961; обзор мнений и критика: Hunt et Lipo, 2006).

В некоторых случаях неоднократность миграций усматривается довольно отчётливо: на островах Риф и Тонга ранние слои с керамикой лапита не содержат остатков собак, а позднейшие – с рубежа нашей эры – содержат.

В восточной части Полинезии собаки появляются лишь около тысячи лет назад. При этом на Вануату и Новой Каледонии остатки собак в археологическом виде вообще не найдены (Matisoo-Smith, 2007). Собаки из археологических слоёв стоянок Океании относятся к двум заметно различным линиям мтДНК (Savolainen et al., 2004), одна из которых связана с культурой лапита, а другая – нет. То же самое можно сказать о полинезийской крысе, "нелапитский" вариант которых, ко всему прочему, появляется в Микронезии 1200 лет назад (Matisoo-Smith et Robins, 2004). Абсолютно аналогично дело обстоит с двумя линиями кур, из коих древнейшая связана со стоянками культуры лапита, а "нелапитская" появляется в Восточной Полинезии и Микронезии после 1200 лет назад (Storey, 2009; Storey et al., 2007). Неоднократно в Океанию попадали бананы (Kennedy, 2008), возможно, дважды – ямс (Ross, 1996b, p.167).

Дальше: Доплывали ли полинезийцы до Южной Америки?
Назад: Происхождение полинезийской расы: история вопроса

Интересно

Когда [шимпанзе] Рафаэль не проявлял большого интереса к пище, то в качестве «награды» использовали живую кошку, помещенную в ящик и выскакиваю­щую из него каждый раз после того, как крышка открывалась. Это был для шимпанзе очень сильный раздражитель.

Ян Дембовский, Психология обезьян, М., «Издательство иностранной литературы», 1963 г., с. 141.

Catalog gominid Antropogenez.RU