English Deutsch
Новости
Мир антропологии

О российском приоритете исследований приматов

Фрагмент из книги:
Колтушские шимпанзе. К 80-летию создания Антропоидника Российской Академии Наук
Колтушские шимпанзе. К 80-летию создания Антропоидника Российской Академии Наук

Тамара Кузнецова, Дмитрий Кузнецов, Вячеслав Шуваев.

В книге представлена история образования и развития Антропоидника на базе Колтушской Биостанции под Ленинградом (Россия). Свою историю Антропоидник ведет с 1933 года, когда Нобелевский Лауреат в области физиологии, Иван Петрович Павлов, получил в подарок от профессора С.А. Воронова двух шимпанзе - Розу и Рафаэля. 

Антропоидник РАН после войны, 1952 г.
Антропоидник РАН после войны, 1952 г.

Развитие приматологии в России связано с такими именами видных ученых как И.И. Мечников, Н.Н. Ладыгина-Котс, И.П. Павлов и его школы. Определяя направления развития экспериментальной приматологии, И.П. Павлов писал, что нельзя объяснить поведение антропоидов только на основании механизма условного рефлекса, высшую нервную деятельность приматов можно рассматривать в виде «примитивного думания» [Павлов, 1951].

Для исследования интеллектуальных способностей приматов использовались различные экспериментальные методы. Известны работы многих зарубежных исследователей. Но, несмотря на значительный их вклад в изучение интеллекта антропоидов, в заключение хочется особо подчеркнуть роль русских и советских ученых.

Первой в мире в 1915 году Надежда Николаевна Ладыгина-Котс опубликовала свою работу о сравнительном интеллекте шимпанзе и ребенка. Именно она предложила простые и удобные методы исследования познавательных способностей шимпанзе –  конструирование и выбор по образцу, до сих пор позволяющие вскрывать непознанные возможности человекообразных обезьян и искать подходы для коррекции и адаптации детей с различной умственной патологией.

Только после первых работ Л.И. Улановой [1950], Л.Я. Поляк [1953], А.И. Счастного [1972] начали активно вестись разработки по обучению антропоидов искусственным языкам – обмену жетонами, знакам, жестам.

Только ученики и последователи И.П. Павлова Долин Ф.О. [1935], Г.З. Рогинский [1945],Н.А. Тих [1948], Э.Г. Вацуро [1957], Ф.П. Майоров, Л.А.Фирсов [1959], Я. Дембовский [1963] первые в мире заложили основы для изучения интеллекта и высшей нервной (психической) деятельности высших и низших обезьян.

И.П. Павлов был убежден, что “высшая нервная деятельность” и “психическая деятельность” идентичны, но он предпочитал первое, полагая, что именно термин “высшая нервная деятельность”  имеет глубоко научный смысл, исключающий субъективизм.

Завещая нам свое научное наследие, И.П. Павлов  говорил: “Перед нами огромное поле исследований, хватит надолго и на всех. Физиология больших полушарий – наша русская физиология”. К этому следует добавить, что сравнительное онто- филогенетическое исследование высшей нервной деятельности приматов, включая ребенка, – наша неоспоримо русская область исследований!

Вот уже на протяжении 80 лет в антропоиднике воплощаются заветы И.П. Павлова. К сожалению, численность человекообразных обезьян постоянно снижается не только из-за расширения сельскохозяйственных угодий в местах их постоянного обитания, но и в результате варварского уничтожения взрослых особей при отлове детенышей для экспорта в медико-биологические центры, зоопарки и для любительского содержания в домашних условиях.

В настоящее время шимпанзе, наряду со многими видами вымирающей флоры и фауны, занесены в Международную Красную Книгу Союза охраны природы.

Для сохранения этого уникального вида животных, нашего “лабораторного двойника” их необходимо разводить в питомниках и лабораториях, адаптируя к условиям жизни в неволе. В Америке, Франции и Англии существуют приматологические центры.

В России же все поголовье шимпанзе исчисляется единицами, а научные исследования проводится только в антропоиднике Института физиологии им. И.П. Павлова РАН!

Хочется надеяться, что исследования и жизнь в антропоиднике не прекратятся еще многие десятилетия.

У молодежи, обучающейся работе с этими прекрасными животными, не иссякнет стремление к познанию вообще, и целью их жизни станет изучение поведения не только человека, но и наших ближайших родственников – человекообразных обезьян, а у государства найдутся средства для поддержания в должном состоянии научного и культурного наследия И.П. Павлова – приоритета Российской науки, охраняемого ЮНЕСКО. 


Интересно

Иезуит Акоста, живший в Южной Америке, был удивлён, обнаружив животных, обитающих только в этой части света, в то время как все они должны были быть с горы Арарат. Это особенно удивительно в случае с ленивцем, который столь медли­телен в своих проявлениях, что вряд ли смог бы достичь Южной Америки за то время, которое прошло после потопа. Конечно, моряки могли завезти разных необычных животных из Старого света, но достопочтенный Отец так не думал, в частности в случае с ужас­ной акацией, обладающей невыносимым запахом.

Catalog gominid Antropogenez.RU