Мир антропологии

«Синантропы — примитивные люди… Но они люди»: как учёные нашли «пекинского человека»

Мюнхен, 1903 год. В руки знаменитого палеонтолога Макса Шлоссера попадают десятки ископаемых зубов, которые его приятель-натуралист купил в одной из пекинских аптек. В те времена в аптеках Поднебесной можно было обнаружить уйму такого добра — китайские лекари считали, что зубы обладают целебной силой. «Целебные» моляры действительно сыграли важную роль — правда, не для пациентов, а для науки.

Дело в том, что благодаря ископаемым зубам Макс Шлоссер сумел описать огромное количество первобытных животных, которые когда-то бегали по территории современного Китая. А однажды среди моляров антилоп и носорогов учёный обнаружил то, что заставило его сердце биться в два раза быстрее. Дело в том, что один зуб из кучи ископаемых остатков принадлежал существу, которое обладало и признаками обезьяны, и признаками человека. К сожалению, спустя несколько лет зуб «промежуточного звена» бесследным образом исчез (впрочем, некоторые учёные предполагают, что зуб — лишь фантазия Макса Шлоссера). В любом случае, после слов учёного о том, что где-то в Китае жили ископаемые предки человека, антропологи со всего мира загорелись идеей найти это неведомое существо.

«Всё, что нам нужно — найти их останки»

Раскопки в Чжоукоудяне, 1929 г.
							Источник: http://magazeta.com/
Раскопки в Чжоукоудяне, 1929 г.
Источник: http://magazeta.com/

Мечта раскопать останки «пекинского человека» зародилась в душе шведского геолога, палеонтолога и археолога Йохана Кюннара Андерсона. В 1918 году Андерсон отправился в небольшой китайский городок исследовать гору Лунгушань в местечке Чжоукоудянь («Лунгушань», кстати, переводится как «гора костей дракона»). Проведя на «костях дракона» несколько недель, Андерсон заявил: «У меня ощущение, что здесь покоятся бренные останки наших предков».

Вместе с Андерсоном работали коллеги из разных стран —в том числе американец Уолтер Грейнджер. Позже Грейнджер вспоминал: мысль о том, что на этом месте много тысяч лет назад жили древние люди, пришла к Андерсону, когда тот обнаружил залежи кварца. Кварц явно принесли на гору из другого места. «Здесь жили примитивные люди! —воскликнут тогда шведский учёный. — Всё, что нам нужно — найти их останки». Дополнительным доказательством того, что тысячи лет назад местность облюбовали неизвестные родственники человека, служили многочисленные кости животных. По мнению Андерсона, этими животными и питался «пекинский человек».

Отто Зданский, палеонтолог из Австрии, который тоже работал в группе Андерсона, тут же загорелся желанием найти «недостающее звено». Именно Зданский в 1923 году обнаруживает два коренных зуба существа, которого в будущем назовут «синантропом». Моляры тут же отправили в Уппсальский университет для тщательного анализа. А спустя 3 года Йохан Кюннар Андерсон оповестил: найденные зубы принадлежат неизвестным науке гоминидам (интересно, что это заявление было произнесено во время торжественного приёма шведского принца в Китае). Через несколько месяцев Зданский скромно рассказал о находке в научном издании. «Моё открытие представляет интерес, но не имеет эпохального значения», — резюмировал в своей статье палеонтолог.

Нет крупных находок — нет гранта

Дэвидсон Блэк
								Источник: https://commons.wikimedia.org/
Дэвидсон Блэк
Источник: https://commons.wikimedia.org/

Вскоре в истории о «пекинском человеке» появляется ещё одно действующее лицо —канадский медик и палеоантрополог Дэвидсон Блэк. Блэк настолько вдохновился находкой Андерсона и Зданского, что убедил Фонд Рокфеллера выдать грант на поиски останков древних людей. Вскоре Дэвидсон Блэк становится куратором исследований в Чжоукоудяне, а спустя некоторое время его команда обнаруживает коренной зуб, который принадлежал архаичному человеку. Обрадованный канадец тут же заказывает себе медальон, в который кладёт драгоценный зуб. А затем публикует статью в журнале Nature, в которой описывает новый род и вид —Sinanthropus pekinensis. Новоиспечённых синантропов научное сообщество восприняло со скептицизмом — по словам коллег по цеху Блэка, новый род никак нельзя описывать по трем зубам. Фонд Рокфеллера, кстати, тоже встал в позу: Блэку заявили, что нового гранта можно не ждать, пока не будут найдены более крупные останки синантропа.

В 1928 году археологи из команды Блэка находят нижнюю челюсть, ещё несколько зубов и фрагменты черепа синантропа. Обрадованный Фонд Рокфеллера тут же выделяет Блэку $80,000, и на эти деньги канадец основывает научно-исследовательскую лабораторию кайнозоя (Cenozoic Research Laboratory). Полевыми работами руководит китайский палеонтолог и антрополог Пэй Вэньчжун. Кстати, именно он 2 декабря 1929 года обнаруживает череп «пекинского человека». Череп – низкий, с массивными надбровными дугами – оказывается сходным с уже известным науке питекантропом, хотя и отличается от него некоторыми прогрессивными особенностями (сейчас и яванского питекантропа, и синантропа относят к виду Homo erectus).

Череп синантропа. Реконструкция
									Источник: Noel T. Boaz and Russell L. Ciochon. Brute of Dragon Bone Hill. NewScientist | 17 April 2004 p. 33.
Череп синантропа. Реконструкция

К этому времени участники раскопок уже выяснили, что синантропы оказались весьма продвинутыми: они пользовались довольно сложными орудиями труда и охотились на крупных животных. Некоторые антропологи высказывали предположение, что синантропы были каннибалами и запросто могли поужинать мясом своего товарища – на это намекали повреждения на останках синантропов. А вскоре французские теологи и антропологи Пьер Тейяр де Шарден и Анри Эдуар Проспер Брёйль пришли к выводу, что синантропы пользовались огнём (правда, позднее эти выводы были оспорены).

О Шардене стоит упомянуть отдельно — этот учёный и философ, который ратовал за переосмысление догматов католичества в понятиях теории эволюции, считается одним из первооткрывателей синантропа. Он приехал в Чжоукоудянь в 1929 году, исследовал останки «пекинского человека», описал стратиграфию памятника и тем самым заработал себе славу в научных кругах. В частности, изучив особенности фауны и геологию пещеры, де Шарден пришел к выводу, что синантропы населяли её задолго до того времени, когда в Европе появились неандертальцы (сейчас возраст синантропов оценивают в 770 – 400 тыс. лет). Находка останков человека «донеандертальского типа» в столь древних слоях стала очередным подтверждением учения об эволюции наших предков.

С черепом в руке

Пьер Тейяр де Шарден
										Источник: https://ru.wikipedia.org/
Пьер Тейяр де Шарден
Источник: https://ru.wikipedia.org/

15 марта 1934 года умирает Дэвидсон Блэк: однажды вечером коллеги нашли его бездыханным у себя в кабинете. Канадец умер от сердечной недостаточности. Символично, что даже в момент смерти в руках учёного находился череп «пекинского человека». По воспоминаниям друзей, синантропы были дороже Дэвидсону Блэку, чем семья. «Синантропы — примитивные люди… Но они люди», — так говорил о любимых ископаемых гоминидах выдающийся учёный.

После смерти Блэка руководить раскопками стал немецкий антрополог Франц Вейденрейх. Его перу принадлежит подробнейшее описание останков пекинского человека. Почти каждый день приносил новые интересные находки – помимо останков синантропов, учёные обнаружили множество костей неизвестных науке животных и тысячи орудий.

Раскопки в Чжоукоудяне продолжались вплоть до 1937 года, когда на территорию Китая вторглись японцы. К тому времени за более чем десять лет постоянных раскопок учёные нашли около 200 останков синантропов, принадлежащих 40 индивидам — в том числе 14 черепов и их фрагментов. Но история костей удивительных гоминид — одна из самых печальных и таинственных в истории мировой антропологии. В 1941 году, когда к Пекину стали приближаться японские войска, коллекцию погрузили на специальный поезд, отбывавший в морской порт. Дальнейшая судьба коллекции неизвестна. То ли эшелон был захвачен и разграблен на пути в порт. То ли коллекцию успели погрузить на военный корабль, но его потопили японцы, и ящики с костями оказались на дне моря. Во всяком случае, останки синантропов бесследно исчезли.

Исследователи Чжоукоудяня после находки черепа синантропа в декабре 1929 года. Слева направо: Вэньчжун Пэй, Хенчен Ван, Гонму Ван, Чжунцзянь Ян, Биргер Болин, Дэвидсон Блэк, Пьер Тейяр де Шарден, Джордж Барбур.

Загадочная пропажа костей синантропов не могла не породить сплетни о том, что, может, на самом деле никакого «пекинского человека» и не было. Блэка и его коллег пытались обвинить в мистификации. Но, к счастью, до момента пропажи коллекции учёные не сидели сложа руки. Находки успели сфотографировать, измерить, подробно описать и сделать слепки. По этим копиям синантропов продолжали и продолжают изучать. А после Второй мировой войны раскопки в Чжоукоудяне возобновились, и в 50-е годы здесь нашли новые кости, в том числе черепные фрагменты — идеально подходящие к одному из утраченных черепов «пекинского человека». Так что сегодня мы с уверенностью можем говорить, что примерно полмиллиона лет назад на территории Поднебесной жили и охотились удивительные гоминиды — синантропы.

Софья Ковалёва

Следует, однако, сделать одно уточнение, без которого непонятна ошибочность распространенного написания «орангутанг». Слово «орангутан» малайского происхождения, составлено из двух слов, означающих, как мы помним, «человек лесной». Добавление буквы «г» в конце резко искажает смысл, означая уже «человек должник». Никому этот замечательный антропоид ничего не должен – «невинное» добавление буквы «г» является грубой ошибкой.

Э.П.Фридман Э.П. Приматы. – М.: Наука, 1979 г.,  с. 188.