English Deutsch
Новости
Эксперты отвечают

«Ни про хрустальные черепа, ни про инопланетян в календаре майя ничего нет»

Пирамиды - одна из тем, которая никого не оставляет равнодушным. Чем пирамиды майя отличаются от египетских и строили ли их древние китайцы, порталу "АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ" рассказал заместитель директора Мезоамериканского центра имени Ю.В. Кнорозова РГГУ Дмитрий Беляев.  Кроме того, учёный объяснил, почему в 2012 году не произошло конца света, куда подевались загадочные хрустальные черепа и чем удивительна история с камнями ики.

— Я периодически захожу на сайты адептов альтернативной истории, чтобы узнать, во что верят сторонники фолк-хистори. Недавно вот познакомилась с гипотезой, согласно которой майя строили пирамиды «по египетским технологиям»…

— Версия о том, что майя «подглядели» у египтян и построили пирамиды по их подобию, абсолютно не новая. Она пришла в голову европейцам, как только те увидели пирамиды в Мезоамерике и осознали, что они каким-то образом напоминают египетские. Такая легенда жила и в XVIII, и в XIX веках. Адепты альтернативной истории, которые её повторяют сейчас, велосипед не изобрели.

— А пирамиды майя действительно похожи на египетские?

— Они похожи только своей пирамидальной формой. Но вообще это совершенно разные постройки. Египетские пирамиды — это «выросшие» погребения и гробницы царя. Пирамиды же в Мезоамерике изначально не являлись местами захоронения. Они служили имитациями Мировой горы, на которой, согласно местным поверьям, жили боги, в частности, бог маиса. Бог маиса сильно почитается у майя, потому что он символизирует не только плодородие, но и представление о царской власти, о начале мира и возрождении. Мировая гора в древних текстах часто называется «цветочной» — потому что на ней растут трава и всякие растения. На этой горе, согласно мифологии, происходят самые важные вещи. Поэтому она является центром мира.

Когда в Мезоамерике началось развитие политических структур и стала формироваться идеология, люди задумались о строительстве пирамид. Первые пирамиды были построены на рубеже первого и второго тысячелетий до нашей эры. Майя верили, что правитель, который строит в своей столице пирамиду, таким образом вписывает свою территорию в небесную космологию и объявляет её центром мира. Поэтому каждый правитель из формирующихся в Мезоамерике объединений старался построить на своей земле пирамиду. Первая пирамида майя была построена на юге Мексики, на границе с Гватемалой. Её называли «Ла-Бланка», и эта пирамида до прихода испанцев считалась доминирующей.

В общем, как я уже сказал, в отличие от Древнего Египта, в Мезоамерике пирамиды символизировали Мировую гору, а идея хоронить в них правителей появилась значительно позже.

 — Когда именно?

— Первые пирамиды с погребениями внутри появились у майя в IV-V вв. нашей эры. До этого царей в пирамидах не хоронили.

— А где их хоронили?

— В пещерах — специальных погребальных сооружениях под землёй. Пещеры вообще были очень важны для Мезоамерики, потому что оттуда, согласно мифам, появляются предки и жизнь вообще. Поэтому, считалось, что когда правителя хоронят в пещере, его тем самым возвращают «домой». Сверху пещер строились платформы и заупокойные храмы, в которых осуществлялось общение с умершими правителями.

Мы не знаем, кто именно решил совместить «пещеру» с пирамидой. Но эта реформа была очень важной. Не во всех пирамидах найдены захоронения. Но самые важные пирамиды майя классического периода, то есть с IV века нашей эры и вплоть до XI века, содержат в себе останки правителей. И эти пирамиды символизируют уже не только гору, но и место погребения царя.

— Мы знаем о пирамидах в Египте и о пирамидах Мезоамерики. При этом периодически в интернете появляется информация о пирамидах в Японии и даже в Китае. Что вы можете сказать по этому поводу?

— Это не бред, скорее подмена термина. Мы все привыкли к слову «пирамида». Но, по большому счёту, даже в Мезоамерике строили тоже не совсем пирамиды. Мы привыкли называть эти сооружения пирамидами, просто чтобы обозначить форму. На самом деле чисто пирамидальная форма — только у египетских сооружений. А в доколумбовой Америке пирамиды — часто просто горы, которые представляют собой постройки, наложенные друг на друга. Они часто имеют ступенчатую форму, а не чисто пирамидальную, как в Древнем Египте.

В поздние времена в Мезоамерике появляются постройки с пологими склонами, более-менее похожие на египетские, но всё же это не то же самое. А в Южной Америке и вовсе постройки нельзя назвать пирамидами. Это скорее очень сложные конструкции ступенчатых платформ, друг на друга поставленных. И тут сравнивать их с египетскими пирамидами — то же самое, что сравнивать всех людей друг с другом. Человек, живущий в Англии, и эскимос какой-нибудь — это один и тот же вид, но при этом они совсем не похожи друг на друга.

— А можно ли сказать, что майя строили пирамиды, потому что пирамида — это самая простая геометрическая форма?

— Да, безусловно. В принципе, пирамида с точки зрения архитектуры — это самое простое, что можно представить. В детстве мы все строим куличики. Почему? Потому что они не разваливаются. Пирамида действительно проста в строительстве.

Ранние «пирамиды» Мезоамерики — это обычные земляные насыпи. Что же касается Египта, там земляных пирамид мы не знаем — египтяне с самого начала строили каменные пирамиды. А вот пирамиды в Японии и Китае — это обычные земляные погребальные курганы императоров. Это хорошо известно.

По сути своей, пирамида восходит к кургану. Курган — это конусовидное или трапециевидное погребальное сооружение. И курганы встречаются везде: в Восточной Европе у кочевников, у славян.  

— Несколько лет назад вы участвовали в спорах о конце света, якобы предсказанном майя. Но мы все живы-здоровы. В связи с этим вопрос: майя ничего не говорили про конец света, или всё-таки говорили, но мы неправильно их предсказания интерпретировали?

— Там история совершенно особая. Дело в том, что календарь майя — циклический, и концы периодов в нём очень важны с точки зрения представлений о времени, о мире и Вселенной. Когда календарные периоды заканчиваются, с точки зрения майя наступает опасное время. В это время надо проводить ритуалы, кормить богов, приносить жертвоприношения, в том числе человеческие.

И вот, согласно майя, когда один календарный цикл заканчивается, сменяются божества, которые правят тем или иным временным периодом. До нас дошли упоминания о конце 13-го календарного цикла — пика. Один пик — чуть меньше 400 лет. 13 — священное число, составляет определенный цикл. Этот цикл начался в 3114 году до н.э., и должен был закончиться 23 декабря 2012 года. В одном из текстов упоминается божество, которое будет править новой эрой. В общем-то, всё. Ни про конец света, ни про катастрофы, ни про хрустальные черепа, ни про инопланетян ничего не говорилось.

— С чего же возникла паника, что в 2012 году настанет конец света?

— Всё началось с невинной шутки. Один талантливый американский археолог и популяризатор науки в 60-е гг. написал книгу, в которой иронично заметил: «Скоро будет апокалипсис майя». И из его книги это попало в околонаучную литературу. А потом идея оказалась в таблоидах — и сам автор явно был не рад, что всё это придумал. Это, кстати, к вопросу об ответственности популяризаторов науки.

— А знаменитые камни Ики, на поверхности которых выгравированы древние обитатели Анд в сюжетах, противоречивших современной хронологии, тоже можно назвать шуткой, или это спланированная мистификация?

— Камни Ики — это обычные фальшивки, которые делали жители Перу. Они использовали в качестве вдохновения древние артефакты, на которых были изображены геометрические символы (а на одном камне была нарисована рыба). Местные жители стали рисовать и выцарапывать на этих камнях необычные вещи и продавать их коллекционерам. Когда камни стали покупать, это превратилось в налаженный бизнес. Подделки Ики — самая обычная мистификация, и спорить с этим бессмысленно. Хотя сторонники альтернативной истории любят рассказывать, что «учёные скрывают».

— Мы поговорили про конец света, про камни Ики… А какие ещё мифы о Мезоамерике живут в современном обществе и очень раздражают специалистов?

— Например, легенда о хрустальных черепах. Правда в последнее время она, к счастью, потеряла популярность. А вот пять-шесть лет назад эта тема была на слуху и давала фору тем же пирамидам.

Расскажу о том, как возникла «хрустальная легенда». Дело в том, что во второй половине XIX века на европейском рынке появились необычные черепа. Они были сделаны из хрусталя и преподносились как «ацтекские» — про майя тогда никто не знал. Считалось, что эти черепа вывезли французские офицеры из экспедиционного корпуса во время оккупации Мексики. И якобы в этих артефактах содержались очень секретные древние знания. Черепа продавал один из французских коллекционеров Эжен Бобан. И часть этих черепов осталась в коллекции британского музея, какие-то оказались в других коллекциях.

А в 30-е гг. XX века один американский путешественник, плейбой, авантюрист, писатель и мистификатор на аукционе купил этот череп и решил запустить под него свою собственную легенду. А поскольку он был очень талантлив, то придумал красивую легенду. Мистификатор рассказывал, будто он со своей дочерью был на раскопках города майя Лубаантун, и там его дочери что-то привиделось ночью. И она пошла в руины, там нашла этот хрустальный череп. Лубаантун, кстати, часто называли «остатками» города Атлантиды.

В общем, в 70-е гг. тема хрустальных черепов активно педалировалась, а в 80-е она даже попала на страницы советского журнала «Вокруг света». В 2008 году вышел фильм «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа», который объединил два мифа — о хрустальных черепах и о конце света в 2012 году. И в результате сложилась новая легенда о том, что по всему миру спрятаны 13 черепов, которые однажды сойдутся в одном месте — и тогда наступит конец света.

— И прилетит Нибиру!

— Естественно. А сейчас люди уже позабыли про хрустальные черепа. Хотя, возможно, миф скоро снова всплывёт — лженаучные концепции постоянно то исчезают, то возвращаются… И ничего особо нового в этих заблуждениях нет. С мифом о хрустальных черепах боролся, например, известный американский археолог Томпсон в 20-30 гг. прошлого века. Он всем говорил, что никаких атлантов не было, а «древние артефакты» — чепуха.

Но прошло время — атланты пропали, зато появились инопланетяне. Теперь все рассказывают, что пирамиды майя построили рептилоиды. Те проблемы, с которыми мы сталкиваемся сейчас, очень похожи на те, что существовали в XX веке. И даже в конце XIX века, когда впервые появился миф об Атлантиде, и все судорожно стали искать свидетельства атлантов в текстах майя. Хотя письменность майя была ещё не дешифрована. В мире паранауки существует очень много таких «весёлых» историй. Кому-то они нравятся. Я же их, например, коллекционирую. Хотя порой эти истории начинают сильно утомлять.

— А миф об Атлантиде появился разве только в XIX веке?

— В околонаучный мир Атлантида была введена именно в 80-х гг. XIX века.

— Читатели АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ не простят, если я не спрошу: какая гипотеза упадка цивилизации майя, на ваш взгляд, самая достоверная?

— Кризис большой цивилизации — это всегда очень сложная вещь, которую невозможно объяснить каким-то одним фактором. Конечно, тут сыграли и климатические, и экологические причины. Но я всё-таки в последние годы склоняюсь к структурно-демографической теории. Она основной упор делает на отношения внутри общества между различными группами населения. И на то, насколько ресурсная база того или иного общества позволяла содержать то количество элиты, которое жило. В случае с майя мы видим, что к концу классической эпохи существования этой цивилизации число знатных людей и правителей сильно выросло. А экономическая база осталась той же самой, хозяйство осталось тем же самым. И в конечном итоге это привело к конфликтам и к тому, что население стало проявлять недовольство. Мне эта теория кажется более правдоподобной, чем теория о засухе или эпидемии.

Правда, здесь следует признать, что я ищу историческое объяснение — я же историк. Биолог будет искать биологическое объяснение, а геолог станет вещать о засухе. Возможно, правда будет достигнута, когда все теории объединятся в одну.

— Я слышала по поводу Мезоамерики, что этот регион слабо изучен, потому что учёным просто-напросто сложно проникать на его территорию.

— Сложности есть — климат, труднодоступность. Мезоамерика — не среднерусская равнина! Но при этом я не скажу, что этот регион — один из самых слабоизученных. Конечно, Мезоамерика исследована меньше, чем цивилизации древнего Востока, это факт. Но в то же время существуют регионы, которые изучать гораздо сложнее.

— Например?

— Например, Тропическая Африка. Там же нестабильная политическая обстановка и высокий уровень преступности. В Латинской Америке, где располагаются основные памятники Мезоамерики, не так всё плохо.


Софья Ковалёва


Интересно

Получив травму, шимпанзе обращают­ся с пораненным местом так, что большин­ство людей испытывало бы при этом силь­ную боль; это позволяет думать, что шим­панзе, возможно, менее чувствительны к боли, чем человек. Однако значительные различия в отношении к боли обнаруживаются и у людей - представителей различ­ных культур. Чувствительность к темпера­туре у шимпанзе и человека, вероятно, одинакова: обезьяны обычно избегают па­лящего солнца и в сильную жару расслаб­ленно лежат в тени, а когда холодно - дрожат и выглядят очень несчастными.

Джейн Гудолл. Шимпанзе в природе: поведение. М., «Мир», 1992 г.

Catalog gominid Antropogenez.RU