Эксперты отвечают

Интервью с Экспертами

13.12.2012Михаил Сергеевич Гельфанд, Светлана Александровна Боринская
Вопрос (Александр Журавлёв, "Группа тех, у кого креационизм вызывает большие сомнения"): Вот пример - статья (старая, правда) Леонида Ивановича Корочкина  (1935-2006), биолога и, между прочим, члена комиссии РАН по борьбе с  лженаукой, о нерешённых вопросах эволюции ("К спорам о дарвинизме", опубликованная в журнале «Химия и жизнь», №5, 1982 г.).  Конкретно из этой статьи мне выдали вот такую цитату: "...оказывается, что у домашней мухи – эволюционного родственника дрозофилы – геном устроен не так, как у дрозофилы, а так, как у лягушки и морского ежа. Откуда взялись – если исходить из представления об «общем предке» – столь глубокие и принципиальные различия на молекулярном уровне у близкородственных животных?"  Вообще, для дилетанта эта статья выглядит как антиэволюционная. В чём же истинный её смысл?
05.12.2012Станислав Владимирович Дробышевский, Марина Львовна Бутовская, Александр Владимирович Марков
shuric (форум Paleo.ru): в цитате здесь говорится, что  что когда нашли захоронение сунгирца, Герасимов посмотрел на череп и сказал: "Европеоид".  Собственно, вопрос: Насколько был прав/неправ  Герасимов? В литературе встречаются разные мнения - согласно одним европейские кроманьонцы европеиды, согласно другим - современных рас в палеолите не существовало.
21.11.2012Станислав Владимирович Дробышевский, Светлана Анатольевна Бурлак
Ярослав Смирнов (форум Paleo.ru): Натолкнулся на ссылку, в которой говорится, что в брюшной полости мумии Рамзеса II обнаружен табак. Каковы современные представления о возможности трансатлантических торговых и культурных контактов в эпоху до Лейфа Счастливого?
03.11.2012Светлана Александровна Боринская, Станислав Владимирович Дробышевский, Алексей Викторович Иванов
Петр Бузунко (письмо в Редакцию): У человека, очевидно, произошла Робертсоновская транслокация во второй, по-моему, паре хромосом. Я могу себе представить это как мутацию у отдельного организма. Но каким путем возможно расширение этой мутации на всю популяцию? В моих представлениях для этого нужно присутствие партнеров с подобной же мутацией.
06.10.2012Станислав Владимирович Дробышевский, Светлана Александровна Боринская
Эмилия (Письмо в Редакцию): Хотелось поделиться с вами заблуждением, в котором меня пытались убедить, что "человек никак не мог произойти от обезьян и обезьяноподобных, в виду того, что у обезьяноподобных имеется оттопыренный большой палец".
24.10.2012Тамара Георгиевна Кузнецова
От Редактора: На наши вопросы согласилась ответить Тамара Георгиевна Кузнецова,  ведущий научный сотрудник лаборатории физиологии ВНД Института физиологии им. И.П. Павлова. Тамара Георгиевна руководит знаменитым антропоидником в Колтушах, недалеко от Санкт-Петербурга.
24.10.2012Алексей Викторович Иванов
От Редактора: В этом интервью мы продолжаем тему методов датирования (предыдущие материалы - см. здесь и здесь).
Сегодня на вопросы Редактора портала отвечает Алексей Викторович Иванов, старший научный сотрудник Института земной коры СО РАН (Иркутск), специалист по калий-аргоновому методу датирования.
15.10.2012Леонид Борисович Вишняцкий, Станислав Владимирович Дробышевский
Алексей (письмо в Редакцию): Можно ли оценить уровень насильственной смертности Homo в разные периоды древнейшей истории, на основании анализа костных останков?
22.09.2012Светлана Александровна Боринская, Станислав Владимирович Дробышевский
Владислав Шерстобоев (письмо в Редакцию): Хотелось бы узнать об истории доместикации растений и животных. Поиски в интернете увенчались весьма скудными результатами: кроме трудов Вавилова нашлись всего две монографии середины прошлого века (Завадовского и Боголюбского), один том из популярной серии Акимушкина, всего семь статей за 15-летнюю историю вестника ВОГиС (преимущественно по пшеницам) и еще семь в различных изданиях. Поражает отсутствие даже упоминаний более свежих монографических работ специального и обобщающего характера. Неужели за последние 50 лет ни новые методы датировки в палеонтологии/археологии, ни генетические исследования не прибавили уточняющих данных?
22.09.2012Станислав Владимирович Дробышевский
Семён Чипеев (письмо в Редакцию): Периодически появляются сообщения разной степени достоверности о том, что шимпанзе сильнее человека в несколько раз. За счёт чего создаётся такая разница? На каком этапе эволюции человек потерял физическую силу и что приобрёл взамен? Мелкую моторику?

"Палеонтологи обычно отправляют с поля домой посылки с образцами окаменелостей, чтобы не тащить с собой тяжелые ящики. Однажды Елена Александровна Иванова, крупнейший знаток каменноугольных отложений на Русской платформе, пришла на почту получать свою посылку, там смутились и сказали: «Извините, чехол надорван, возможно, часть вещей похищена, и хулиганы наложили вместо них камней». Но Иванова успокоила почтовиков."

Учёные шутят / Авторы-сост.: Федин С.Н., Горобец Б.С., Золотов Ю.А., М., «Лки», 2010 г., с. 195.