Эксперты отвечают

Интервью с Экспертами

09.08.2010Станислав Владимирович Дробышевский
Многим россиянам, интересующимся эволюцией человека, имя Станислава Дробышевского знакомо по серии книг «Предшественники. Предки?», разошедшихся по просторам  Рунета (увы, часто в виде нелегальных копий). Сегодня сам автор, Станислав Владимирович Дробышевский  – кандидат биологических наук, сотрудник кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. Ломоносова - отвечает на вопросы Александра Соколова  о современной ситуации в палеоантропологии – в России и в мире.
08.08.2010Леонид Борисович Вишняцкий
- Являются ли творческие способности врожденными для человека? Или всё-таки они имеют социальное происхождение?
С одной стороны, я не сомневаюсь в том, что человеческие способности в значительной мере детерминированы генетически. Т.е. если нет определенного биологического фундамента, то, сколько ни развивайся – выше определенного уровня тебе не подняться. С другой стороны, если нет культурной среды, если нет условий и стимула для развития – то и развития не будет.
Если мы обратимся к эволюции человека, то неправильно думать, что как только какие-то способности у человека появлялись – как только происходили какие-то изменения в анатомии, физиологии, изменения структуры или размера мозга – то сразу же те возможности, которые появлялись, реализовывались  на практике. Люди всегда были способны на большее, нежели они делали в действительности.
09.07.2010Александр Александрович Зубов
- Что, по Вашему опыту,  является самым трудным для учёного, исследующего далекое прошлое?
Далекое прошлое открывается ученым в виде вполне материальных объектов – черепов, костей, каменных орудий. Добыть их – вот проблема №1, наиболее важная и сложная в сфере таких наук, как палеоантропология и археология, занимающиеся вопросами антропогенеза. Все остальное – продолжение..
08.08.2010Светлана Александровна Боринская
- Какие открытия, достижения в области эволюционной генетики человека Вы считаете наиболее важными за последние 10 лет? 20 лет? 50 лет?
В эволюционной генетике как человека, так и других видов, наиболее важные результаты дал анализ ДНК - он внес значительные изменения в представления об эволюционном древе. Для человека этот анализ доказал, что все  современные люди происходят от единой предковой группы, жившей в Африке.

В  науке  нет  такого запретного соседнего  или дальнего  участка, где  висела бы надпись: "Посторонним  вход запрещен".  Ученому все  дозволено - все перепроверить,  все  испробовать, все продумать, не действительны  ни барьеры дипломов, ни размежевание дисциплин. Запрещено ему только одно: быть не осведомленным о том, что сделано до  него в том или ином вопросе, за  который он взялся.