Эксперты отвечают

Интервью с Экспертами

08.08.2010Леонид Борисович Вишняцкий
- Являются ли творческие способности врожденными для человека? Или всё-таки они имеют социальное происхождение?
С одной стороны, я не сомневаюсь в том, что человеческие способности в значительной мере детерминированы генетически. Т.е. если нет определенного биологического фундамента, то, сколько ни развивайся – выше определенного уровня тебе не подняться. С другой стороны, если нет культурной среды, если нет условий и стимула для развития – то и развития не будет.
Если мы обратимся к эволюции человека, то неправильно думать, что как только какие-то способности у человека появлялись – как только происходили какие-то изменения в анатомии, физиологии, изменения структуры или размера мозга – то сразу же те возможности, которые появлялись, реализовывались  на практике. Люди всегда были способны на большее, нежели они делали в действительности.
09.07.2010Александр Александрович Зубов
- Что, по Вашему опыту,  является самым трудным для учёного, исследующего далекое прошлое?
Далекое прошлое открывается ученым в виде вполне материальных объектов – черепов, костей, каменных орудий. Добыть их – вот проблема №1, наиболее важная и сложная в сфере таких наук, как палеоантропология и археология, занимающиеся вопросами антропогенеза. Все остальное – продолжение..
08.08.2010Светлана Александровна Боринская
- Какие открытия, достижения в области эволюционной генетики человека Вы считаете наиболее важными за последние 10 лет? 20 лет? 50 лет?
В эволюционной генетике как человека, так и других видов, наиболее важные результаты дал анализ ДНК - он внес значительные изменения в представления об эволюционном древе. Для человека этот анализ доказал, что все  современные люди происходят от единой предковой группы, жившей в Африке.

«В глухое село Заволжья школьный учитель привёз фонограф и решил показать его мужикам. Когда из небольшого деревянного ящика раздался голос человека, запевшего русскую песню, мужики обомлели и насупились, а старик крикнул: "Заткни его, так распротак!" Учитель попытался объяснить действие машинки, но мужики решили: «Сжечь дьяволову игрушку!». Тогда учитель поставил валик с церковным песнопением. Потрясённые мужики ушли. Старик, придя домой, сказал: «Собирайте меня, умереть хочу». Надел смертную рубаху, лёг под образа и через неделю помер. А по селу пошёл слух о скором конце света, о чертях в ящике, которые молитвы поют. Иные пьянствовать начали. Разладилась жизнь».

Баландин Р.К., 100 великих оригиналов и чудаков, М., «Вече», 2009 г., с. 271. Предоставлено Викентьевым И.Л.