Каталог
находок

Денисова пещера / Denisova Cave

Географическое положение:
Россия, низкогорье северо-западного Алтая, долина реки Ануй, около села Чёрный Ануй.
Тип местонахождения:
пещеры
Открыто:
1984
Фауна, ландшафт и климат:

Фауна: Пещерный медведь, мелкие млекопитающие.

Чередование влажного и прохладного климата с сухим и тёплым (нижняя граница 12 слоя).

Тёплый, умеренно влажный климат, природная обстановка стабильная (слой 22(1)).

Подробности датировки:

• 30-50 тыс.л.н., в слое 11 смешаны два разновременных уровня (слой 11, 14C на костях животных).
  • 40-50 или 40-60-70 тыс.л.н. (геохронология, слой 12 с I1).
  • 69±17 тыс.л.н. (14 слой, радиотермолюминесцентный метод - сомнительная датировка)
  • <120 тыс.л.н. (по фауне слоя 22(1) с m1).
  • 171±43 – 224±45 тыс.л.н. (радиотермолюминесцентный метод для слоя 22(1) с m1 сомнительная датировка).

Поздний ашель (слои 21, 22); мустье (слои 12-20); начало верхнего палеолита с примесью мустьерских форм, костяные орудия и украшения (слой 11).

30-50 тыс.л.н.

Homo neanderthalensis

Неандерталоиды по строению зубов (Terner, 1986).

Признаки архаичные, нет расоводиагностических признаков, архаичнее, чем в пещере Окладникова (Alekseev, 1986).

Ранний Homo sapiens sapiens, намного архаичнее, чем из пещеры им. Окладникова; размеры и описательные признаки похожи на Тешик-Таш; больше признаков "восточного" ствола, чем у Мальты (Шпакова, 1998).

Особый вид, отличный и от неандертальцев, и от сапиенсов, чуть ближе к неандертальцам, "денисовцы" (по ДНК) (Krause et al., 2010; Reich et al., 2010).

Находки: В.Т. Петрин, С.В. Маркин (I1, m1 ),

• 1984 г. (I1, m1).
  • 2008 г. (дистальная фаланга мизинца).
  • 2010 г. M.

Митохондриальная ДНК, выделенная из M, M2?-3 и из фаланги мизинца кисти, примерно вдвое больше отличается от мт-ДНК современных людей, чем мт-ДНК неандертальцев, и примерно настолько же отличается от неандертальцев по сравнению с сапиенсами. Предположено существование эндемичного вида гоминидГоминиды в "классическом" смысле - семейство прямоходящих приматов, включающее людей и их ископаемых предшественников. на Алтае, возникшего в результате длительной изоляции, которая могла длиться от 779 до 1,3 млн.л.н., чья ветвь отделилась задолго до расхождения линий неандертальцев и современных людей. Ядерная ДНК, выделенная из фаланги мизинца, отличается и от неандертальцев, и от сапиенсов, но несколько ближе к неандертальцам, чем к сапиенсам.

ДНК из фаланги стопы как у  неандертальцев.

Зубы большие, как у неандертальцев, больше, чем в пещере Окладникова. На I1 признаки архаичные, как у Шанидара; нет дистальногоЧасть (например, скелета), наиболее удаленная от центра тела или органа. Противоположность "проксимальной части". краевого гребня (нехарактерно для неандертальцев). На m1 букко-лингвальныйО зубах, челюстях: часть, находящаяся ближе к языку. диаметр редуцирован, как у Homo sapiens верхнего палеолита (отличается от неандертальцев). Размеры M2?-3 крайне большие.

Морфология фаланги стопы очень архаичная, стенки очень толстые (связано с хождением босиком).

Фаланга стопы более массивна и широка, чем это было в среднем характерно для неандертальцев и ранних анатомически современных людей. По комплексу особенностей кость занимает промежуточное или обособленное (менее дифференцированное) положение между неандеральцами и ранними современными  Homo.

Патологии: Стёртость эмали и дентина очень сильная, как у неандертальцев.

• Шпакова Е.Г. К вопросу о находке среднеплейстоценовых зубов на Алтае // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, изд-во Ин-та Археологии и этнографии СО РАН, 1998, Т.IV, сс.169-172.
  • Шпакова Е.Г. Одонтологические находки периода палеолита с террито рии Сибири // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий, том VI, Материалы Годовой юбилейной сессии Института археологии и этнографии СО РАН, Новосибирск, Ин-т археологии и этнографии СО РАН, 2000, с.463-467.
  • Шпакова Е.Г. Одонтологические материалы периода палеолита на территории Сибири // Археология, этнография и антропология Евразии, 2001, 4(8), сс.64-76.
  • Шпакова Е.Г., Деревянко А.П. Интерпретация одонтологических особенностей плейстоценовых находок из пещер Алтая // Археология, этнография и антропология Евразии. Новосибирск, Ин-т археологии и этнографии СО РАН, 2000, №1, с.125-138.
  • Krause J., Fu Q., Good J.M., Viola B., Shunkov M.V.. Derevianko A.P. et Paabo S. The complete mitochondrial DNA genome of an unknown hominin from southern Siberia // Nature, 2010, V.464, №8976, pp.894-897.
  • Latkoczy C., Teschler-Nicola M., Schaefer K., Guenther D., Bence-Viola T., Seidler H., Weber G.W., Derevianko A.P., Prohaska T., Schultheis G., Stingeder G., Mitteroecker P., Gunz P. Trace element, strontium isotopic ratio, and X-Ray Fluorescence (XRF) analysis of Pleistocene human teeth from the Altai // AAPA 73rd Annual Meeting Abstracts: Search Results, 2004, April 16, www.anth.ucsb.edu/dbman/db.cgi.
  • Reich D., Green R.E., Kircher M., Krause J., Patterson N., Durand E.Y., Viola B., Briggs A.W., Stenzel U., Johnson Ph.L.F., Maricic T., Good J.M., Marques-Bonet T., Alkan C., Fu Q., Mallick S., Li H., Meyer M., Eichler E.E., Stoneking M., Richards M., Talamo S., Shunkov M.V., Derevianko A.P., Hublin J.-J. et al. Genetic history of an archaic hominin group from Denisova Cave in Siberia // Nature, 2010, V.468, pp.1053-1060
  • Terner Ch.G.II. Palaeolithic teeth off the Central Siberian Altai Mountains // Chronostratigraphy of paleolithic in North, Central, East Asia and America (Papers for the International Symposium). Novosibirsk, Institute of History, Philology and Philosophy Sib. Br. USSR Acad. Sci., 1990, p.239-243.
  • Фаланга стопы из Денисовой пещеры: новые подробности