Польский летописец XV-го века Ян Длугош сообщал, что "на полях деревни Нохов, лежащей около города Срема в познанском епископстве, как равно и в деревне Козельско на земле Палуки близ озера Лекно, родятся под землей сами по себе и единственно силой природы без какого-либо участия человека сосуды всякого рода и разного облика, подобные тем, которые люди обычно употребляют. Они, правда, тонкие и рыхлые, пока находятся под землей в родном гнезде, зато становятся крепкими, будучи вынуты и отвердев под действием ветра и солнца..."
Яд кураре будет покруче пороха
Его описание «мастера по приготовлению ядов», встреченного им в одной из индейских деревень, достойно восхищения: «Нам выпало счастье застать одного старого индейца за приготовлением яда кураре из свежих растений. Этот человек был химиком своей деревни. Мы увидели у него большие глиняные сковороды для выпаривания растительных соков и свернутые в виде воронок банановые листья для процеживания жидкостей, содержащих волокнистое вещество. В хижине, оборудованной под лабораторию, царил величайший порядок и чистота. Сам индеец назывался в деревне мастером по приготовлению ядов. Он был по натуре сух и педантичен, чем мало отличался от европейских аптекарей. Я знаю, заявил он, белые владеют искусством изготовления мыла и черного пороха, производящего шум и распугивающего дичь при выстреле. Кураре, искусство приготовления которого у нас передается от отца к сыну, лучше чем все, что вы там у себя за океаном умеете делать. Это всего лишь сок растения, убивающий совершенно бесшумно (неизвестно даже, откуда раздается выстрел)! Химическая процедура приготовления яда, которой старый индеец придавал столь большое значение, нам показалась очень простой...»
Герберт Бутце. В сумраке тропического леса. Москва, ГИГЛ, 1956 г., с. 118 – 119.