В сухой период пожары на австралийском Севере случаются чуть ли не каждый день, ведь все вокруг сухое, как трут, от малейшей искры разгорается огонь; мгновенно охватывающий обширные площади в несколько сот километров. Для этого не нужно горящей спички или окурка сигареты. Достаточно осколка пивной бутылки, фокусирующего солнечный свет. Огонь быстро распространяется, тем более что некоторые эвкалипты сбрасывают старую кору, которая легко воспламеняется.
Невеселая история Фритауна: попытки «обратного переселения» бывших рабов
Негр бежал от своего хозяина, но из-за черной кожи, служившей слишком хорошей приметой, был вскоре пойман и должен был в наказание быть перепродан на Ямайку.
Общественное мнение Англии было очень возбуждено этим случаем, как будто до этого там не знали о такого рода институте, как порабощение одного человека другим. Возмущение было огромно. На помощь призвали суд. Судья, напуганный принципиальным политическим значением своего приговора, в своем соломоновом решении сослался на постановление суда от 1701 г., добавив при этом, что освобождение негров в Вест-Индии является, конечно, делом парламента.
Так или иначе, но 14—15 тыс. черных невольников, находившихся в Англии, оказались свободными и предоставленными самим себе. Однако они не знали, что с собой делать. Привыкшие работать из-под палки, они питали теперь ненависть и отвращение к труду. Неудивительно поэтому, что они впали в другую крайность: стали бродягами и попрошайками. Это пришлось как нельзя более наруку противникам освобождения негров, с удовлетворением отмечавшим возникшую «социальную угрозу», доставившую немало хлопот английскому правительству. Решено было прибегнуть к радикальной мере. В 1787 г. первая партия негров в 400 человек, занимавшихся бродяжничеством в портовых кварталах, была «изъята» в результате облавы, погружена на корабль и отправлена на «родину» в Верхнюю Гвинею, вместе с 60 уличными проститутками, от которых также хотели избавиться. Для них было основано поселение, получившее впоследствии название Фритаун — свободный город. Оказавшись «дома», негры, однако, никак не могли привыкнуть к своему новому положению. Большинство из них провело свою жизнь на чужбине, многие там и родились. Испытав влияние европейской цивилизации, они чувствовали себя намного выше своих африканских единоплеменников.
Туземцы относились к ним тоже не очень дружелюбно, стремясь любыми средствами избавиться от пришельцев. Это было нетрудно сделать, поскольку вдоль берегов продолжали курсировать английские и североамериканские невольничьи суда, жертвой которых и становились несчастные негры-переселенцы.
Тем не менее англичанам удалось добиться известного успеха в этом деле. Нашелся состоятельный и одновременно благочестивый человек Генри Торнтон, который основал «Компанию Сьерра-Леоне» для расширения торговли с Западной Африкой и заодно взялся за репатриацию из Англии на родину ставших обузой негров. Превращение в 1807 г. Сьерра-Леоне в британскую колонию вновь продемонстрировало успех английской политики, столь ловко использовавшей идеи гуманизма.
Из совершенно других побуждений решили выселить своих негров североамериканцы. Когда в 1816 г. в федеральной столице Вашингтоне, выступавшей прежде всего за интересы северных штатов, было создано «Колониальное общество по расселению свободных чернокожих США», было уже ясно, о чем идет речь. Общество это пользовалось особым покровительством президента Джеймса Монро, провозгласившего доктрину «Америка для американцев».
Уже в 1821 г. в Западную Африку было доставлено из США 30 негритянских семей, основавших поселок Монровию, заложивший основу для негритянской республики Либерии. Так как присутствие североамериканского флота гарантировало от повторения случаев, имевших в свое время место возле берегов Сьерра-Леоне, число прибывавших негров все возрастало; это требовало соответствующего расширения территории. В 1847 г. Либерия провозгласила себя самостоятельной республикой, официально отказавшись от североамериканских советников…
Герберт Бутце. В сумраке тропического леса. Москва, ГИГЛ, 1956 г., с. 180-181.