English Deutsch
Новости
Мир антропологии

Гёте и теория эволюции...

«Рычагами не вытянешь у неё загадки»,- любил говорить он натуралистам-механистам, представителям и доныне могущественного в своих новых метаморфозах механистического миросозерцания. С об­щей досады на мертвенность практикуемых профессиональными уче­ными естественно-научных методов началась и дружба Гёте с Шил­лером. Оба возвращались в Иене с заседания общества натуралистов и заговорили о морфологии растений. Гёте сообщил, что, по его убежде­нию, открыл общий морфологический принцип: все растительные формы суть видоизменения единой формы - листа. Чтобы пояснить свою мысль, Гёте, в комнате Шиллера, набросал перед ним пером чертеж того, что он называл «символическим растением» (symbolische Pflanze). «Но это не растение! - воскликнул Шиллер,- это его идея».- «Ну да, конечно, идея»,- возразил Гёте наивно, не понимая недоумения собе­седника. Шиллеру казалось, что если это идея, то такого растения нигде на земле нет; Гёте же полагал, что так как это идея, то она конкретно видима всюду, где есть растение. Так, досадуя друг на друга, заспорили с тех пор поэты-символисты о символах идей и идеях-символах, или первичных феноменах. Но наука девятнадцатого века с благодарностью приняла синтез Гёте, развитый им в «Метаморфозе растений» (1790).Эта точка зрения, естественно, намечала путь к установлению едино­го морфологического принципа и в анатомии животных. Гёте становится родоначальником эволюционной идеи в биологии: организмы в своем многообразии возникли путем дифференциации основного и простей­шего первичного типа. Эта идея была развита Гёте в 1795-96 годах, в его «Плане общего введения к сравнительной анатомии». В основу работы легло сделанное им уже давно и в 1786 году описанное открытие междучелюстной кости (os maxillare) у человека, которое уничтожало представление о существенной разнице скелетного строения обезьяны и человека. 

Иванов В.И., Гёте на рубеже двух столетий / Родное и вселенское, М., «Республика»,1994 г., с. 258.


Интересно

“...Ежели кто найдет в земле или в воде старыя вещи, а именно: каменья необыкновенныя, кости человеческия или скотския, рыбьи или птичьи, не такия какия у нас ныне есть, или и такия, да зело велики или малы перед обыкновенными, также какие старыя подписи на каменьях, железе или меди, или какое старое необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно, також бы приносили, за что давана будет довольная дача, смотря по вещи, понеже не видав, положить нельзя цены...”.

Петр I, 13 февраля 1718 г.

Catalog gominid Antropogenez.RU