Мир антропологии

В чем величие Жоржа Кювье?

Это была новая ступень в естество­знании. Разумеется, до Кювье и анатоми­ровали, и сравнивали, и размышляли, и описывали. Кювье же проделал гигант­ский синтез, прослеживая изменения каж­дого органа в длинной веренице животно­го мира. Палеонтологию он не выделял, работа над ископаемыми костями была просто продолжением прежней работы. Трудно поверить, что всего за сто лет до Кювье учёные мужи выдавали кости са­ламандры за скелет ребёнка, погибшего при потопе, а он уже произносит свою крылатую фразу: «Дайте мне одну кость, и я восстановлю животное». Кювье описал и реставрировал около 150 видов ископаемых млекопитающих и пресмыкаю­щихся, впервые разобравшись в дотоле бессмысленном хаосе костей».

Голованов Я.К., Этюды об учёных, М., «Молодая гвардия», 1976 г., с. 122-123. Цитата предоставлена Викентьевым И.Л.