English Deutsch
Новости
Мир антропологии

Что такое «копьё смерти»? (Вкладышевые орудия – инновация верхнего палеолита)

Вкладыши из ножевидных пластин и острых мелких отщепов вставлялись не только в кинжалы, но и в другие ору­дия из дерева и кости. Они найдены при раскопках различных стоянок Урала (например, на мезолитической стоянке Сюнь).

У австралийцев до недавнего времени сохранились два очень широко известных орудия с вкладышами. Их и сейчас можно еще встретить в глухих районах страны. Это нож-пила дабба (или таап) и «копье смерти». Оба они состоят из тонких необработанных острых обломков камня (а в наши дни стекла или осколков фарфоровых изоляторов), прикрепленных с по­мощью смолы к древку, подобно зубьям пилы. Ножом таап снимают шкуру с животных, режут мясо и делают, как пишут наблюдатели, тысячи других вещей. Более страшное оружие — «копье смерти». Оно делалось так: в один или два продольных паза на древке копья на расстоянии от 8 до 36 сантиметров от острия вставлялись острые, в большинстве случаев совсем не обработанные, осколки камня длиной около сантиметра, укреплявшиеся смолой. Раны, нанесенные таким копьем, смер­тельны. Еще в 1770 г. капитан Кук (известный путешествен­ник) видел эти копья и назвал их «страшным оружием».

Таким образом, основные орудия стали делаться составны­ми, со вкладышами.

Этот технический прием используется и сейчас. Если внимательно осмотреть резец, которым работает токарь, то можно заметить, что некоторые из них со вкладыша­ми.

Сам резец сделан из мягкого металла, а на его кончике припаян маленький кусочек из очень твердого сплава, который обрабатывает деталь. Делается это для экономии дорогих твер­дых и прочных сплавов.

Интересно отметить, что при изготовлении вкладышевых орудий впервые стал применяться асфальт. Использовались естественные месторождения асфальта (озокерит, битум, гор­ный воск и т. п.). Асфальтом приклеивали кремневые вклады­ши к костяной или деревянной оправе. Следы асфальта най­дены при раскопках на многих вкладышевых орудиях. 

Матюшин Г.Н., У колыбели истории. М., «Просвещение», 1972 г., с. 153-154.


Интересно

Из трактата 1799 года: "Нет сомнения, что первый человек произведён на свет по общим законам всемирного творения. Он также, как и большая часть живот­ных, сначала образовался в зародыше и по вылуплении из оного по­лучил биение сердца и обращение крови, а вместе с тем почувствовал и потребность в пище, которую первые младенцы рода человеческо­го, то есть мужеской и женский, находили по внутреннему побужде­нию. Они жевали сочные травы и все, что природой вокруг их было приготовлено, и чем более вырастали, тем более находили средства к своему продовольствию". 

Ертов И.Д., Мысли о развитии ума в человеческом роде, в Сб.: Общественная мысль России XVIII века в 2-х томах, Т.1 / Сост.: Т.В. Артемьева, М., «Российская политическая энциклопедия», 2010 г., с. 674.   Предоставлено Викентьевым И.Л.

Catalog gominid Antropogenez.RU