English Deutsch
Новости
Мир антропологии

Как бедный Рафаэль запутался...

Приведем в качестве примера один из поставленных нами опытов. У «Рафаэля» был выработан навык открывать авто­матически закрывающийся аппарат двумя способами. Аппарат представлял собой ящик с автоматически закрывающейся крышкой. Открыть аппарат и достать помещенную в него пищу можно было путем натяжения троса, проходящего внутри металлической трубы, отделяющей ручку троса от ящика с приманкой на значительное расстояние. При натяже­нии троса крышка ящика поднималась, но как только натя­жение троса ослаблялось, тотчас же автоматически захлопы­валась. Удерживая же трос натянутым, обезьяна не могла достать пищи ввиду дальности расстояния. Для овладения приманкой обезьяна должна была или продеть в ручку троса веревку, и уровняв ее концы, натянуть трос, после чего, не ослабляя натяжения, подойти к ящику с пищей; или вбить гвоздь и, натянув трос, накинуть его ручку на гвоздь. Оба способа были ей в одинаковой мере известны. В критическом эксперименте обезьяне была предоставлена возможность вы­брать любой способ решения: перед аппаратом с пищей была положена веревка, молоток и гвоздь. «Рафаэль», захватив с собой все эти предметы и подойдя к ручке троса, стал «наме­чать» место для забивания гвоздя (устанавливать гвоздь на обычном от ручки троса расстоянии), но путающаяся в руках веревка явно мешала осуществить это мероприятие. Оставив гвоздь, «Рафаэль» стал продевать веревку в ручку троса, не выпуская при этом молотка из рук. Внезапно, прекратив пра­вильно начатое решение, «Рафаэль» стал стучать молотком по ручке троса и продетой в ней веревке. Затем взял гвоздь и, всунув его острием в щель пола, стал накручивать на него веревку. Провозившись таким образом некоторое время и не достигнув положительных результатов, «Рафаэль» пришел в сильную ярость.

Опыт пришлось  прекратить  ввиду явной тенденции к неадекватному использованию орудий с возможным неблагоприятным исходом для экспериментатора.

Вацуро Э.Г., Исследование высшей нервной деятельности антропоида (шимпанзе), М., Изд-во Академии медицинских наук СССР, 1948 г., с. 272-273.


Интересно

«Развращение нравов дошло до того, что глуповцы посягнули проникнуть в тайну построения миров и открыто рукоплескали учителю каллигра­фии, который, выйдя из пределов своей специальности, про­поведовал с кафедры, что мир не мог быть сотворён в шесть дней. Убогие очень основательно рассчитали, что если это мнение утвердится, то вместе с тем разом рухнет всё глуповское миросозерцание вообще. Все части этого миросозерцания так крепко цеплялись друг за друга, что невозможно было потревожить одну, чтобы не разрушить всего остального. Не вопрос о порядке сотворения мира тут важен, а то, что вместе с этим вопросом могло вторгнуться в жизнь какое-то совсем новое начало, которое, наверное, должно было испортить всю кашу. Путешественники того времени единогласно свидетельствуют, что глуповская жизнь поражала их своею цельностью, и спра­ведливо приписывают это счастливому отсутствию духа ис­следования».

Салтыков-Щедрин М.Е., История одного города. Цитата предоставлена Викентьевым И.Л.

Catalog gominid Antropogenez.RU