English Deutsch
Новости
Мир антропологии

Перепись аборигенов - дело непростое...

Белым переселенцам поначалу было трудно запоминать име­на аборигенов. В конце концов, посудите сами, каково помнить такие вот имена, как Мо-И-Вонга, Гунанг-Ванга, Йунгарунга, Выоррмувук, Йирритйирр, Вандималунгу и т. д. Поэтому евро­пейцы стали давать аборигенам разные прозвища, а затем име­на английского происхождения. Теперь прозвища остались лишь у людей старшего поколения. Просматривая списки аборигенов, я временами не мог удержаться от смеха, наткнувшись на такие мужские имена, как Литл Джек ин Бокс, (маленький Джек в коробке), Сноу Бол (снежный ком), несколько Буффало Бил­лов, Докторов, Старых Капитанов и т. д. Бывали случаи, что в одном поселении или на скотоводческой станции жили несколько тезок. Чтобы их не путать, к имени прибавляли прозвище. Если, например, Джек был старый, его называли Олд Джек (старый Джек), если был высокий и рослый,- Биг Джек (большой Джек), Джека, носящего капитанскую шапку, звали Кэптн Джек.

Некоторые аборигены (в основном из среднего поколения) брали ещё одно европейское имя и делали из него фамилию, которую принимала вся семья. Так, уже известный нам Вилли принял фамилию Мартин; под именем аборигена Яиларма его знают лишь немногие соплеменники. Этот распространенный те­перь обычай помогает австралийцам лучше ориентироваться в именах аборигенов. Новорожденного называют именем, которо­го в поселении ещё не было. Поначалу это казалось делом не­трудным, но со временем выбор становился все беднее. Сестра, заведующая больницей в Бамьили, пожаловалась мне, когда я пришел выписать из картотеки кое-какие данные, что у нее уже не хватает фантазии выдумывать имена, и попросила меня по­мочь, на что я с радостью согласился. Я написал десятка два чешских мужских и женских имен, которые было бы нетрудно выговаривать и аборигенам и австралийцам. Я сказал заведую­щей, что не уверен в том, понравятся ли родителям эти имена, на что эта энергичная, лет сорока пяти дама родом из Венгрии ответила:

«Если мы будем считаться с пожеланиями родителей, то че­рез два-три года с этими Джонами, Джеками, Алисами и Мэрн здесь опять будет такая путаница, что сам бог не разберет. Не бойтесь - ваши имена прекрасны, а я уж сумею убедить в этом родителей!»

Так что через некоторое время при очередной переписи або­ригенов правительственные служащие будут в недоумении пока­чивать головами, наткнувшись на непривычные для них имена вроде Бланки, Здислава, Алены, Цтибора, Ленки, Мирека или Итки.

Запись имени - самое простое. Сложнее определить год рож­дения аборигенов. Люди среднего и старшего поколения в большинстве своем не знают, когда они родились. И устанавли­вать этот факт приходится очень длинным путем. Например, так: все помнят начало войны, когда японцы напали на Дарвин. Ни­кто, конечно, не знает, в каком году это было, но кто-то вспо­минает, что в то время он был маленьким мальчиком, у друго­го начала расти борода, у третьего появилась седина. У немо­лодых женщин я спрашиваю, сколько лет было в то время их детям. И таким вот окольным путем определяю приблизитель­ный год рождения.

После этого Мирек снимает отпечатки пальцев и ладоней и отбирает образцы волос, а я задаю вопросы демографической анкеты ожидающим своей очереди. Очень важно установить сте­пень родства. Для этого нужно узнать имена родителей, их год рождения, место жительства, из какого они племени; если они уже умерли, то год смерти. Такие же данные нужны и о братьях и сестрах. Есть в анкете вопросы об образовании (закончена ли школа, сколько лет продолжалась учеба и где), о настоящем и прежнем месте работы, семейном положении, необходимы основные данные о муже и жене (или женах - у австралийских аборигенов до сих пор существует полигамия). Многоженство распространено в основном среди старшего поколения. Посте­пенно оно отмирает, большинство молодых людей имеют только одну жену…
 

Йозеф Бринке, Окно в каменный век, М., «Мысль», 1975 г., с. 110-111.


Интересно

К человеческому роду причисляли следующих животных: ленивца под именем «дикий индеец», моржа как «морского че­ловека» и орангутана как «дикого азиата» или «лесного человека».  Линней решил покончить с неразберихой в информации о людях, при­нимаемых за животных, и о животных, принимаемых за людей. В 10-м издании своей «Системы природы» (1758), которая разрослась до 1384 страниц, великий систематизатор создал отряд приматов, куда вместе с летучими мышами (!), полуобезьянами и обезьянами поместил род чело­века (Homo)... В человеческий род он включил два вида: Homo sapiens (Человек ра­зумный) и Homo silvestris s. troglodytes (Человек лесной, или Троглодит). В свою очередь, вид Человек разумный разделялся на шесть разновидно­стей...

Catalog gominid Antropogenez.RU