Выдающийся палеонтолог А.П.Быстров писал в 1957 году: Несмотря на то, что в Африке найдено несколько форм ископаемых обезьян, а в настоящее время там обитает такая высокоорганизованная обезьяна, как шимпанзе, мы все же не можем считать, что первые люди возникли на этом континенте. Климатические особенности экваториальной Африки не могли создать такие условия, которые привели бы к превращению обезьян в людей. Для этого требовалась несравненно более суровая окружающая обстановка.
Перепись аборигенов - дело непростое...
Белым переселенцам поначалу было трудно запоминать имена аборигенов. В конце концов, посудите сами, каково помнить такие вот имена, как Мо-И-Вонга, Гунанг-Ванга, Йунгарунга, Выоррмувук, Йирритйирр, Вандималунгу и т. д. Поэтому европейцы стали давать аборигенам разные прозвища, а затем имена английского происхождения. Теперь прозвища остались лишь у людей старшего поколения. Просматривая списки аборигенов, я временами не мог удержаться от смеха, наткнувшись на такие мужские имена, как Литл Джек ин Бокс, (маленький Джек в коробке), Сноу Бол (снежный ком), несколько Буффало Биллов, Докторов, Старых Капитанов и т. д. Бывали случаи, что в одном поселении или на скотоводческой станции жили несколько тезок. Чтобы их не путать, к имени прибавляли прозвище. Если, например, Джек был старый, его называли Олд Джек (старый Джек), если был высокий и рослый,- Биг Джек (большой Джек), Джека, носящего капитанскую шапку, звали Кэптн Джек.
Некоторые аборигены (в основном из среднего поколения) брали ещё одно европейское имя и делали из него фамилию, которую принимала вся семья. Так, уже известный нам Вилли принял фамилию Мартин; под именем аборигена Яиларма его знают лишь немногие соплеменники. Этот распространенный теперь обычай помогает австралийцам лучше ориентироваться в именах аборигенов. Новорожденного называют именем, которого в поселении ещё не было. Поначалу это казалось делом нетрудным, но со временем выбор становился все беднее. Сестра, заведующая больницей в Бамьили, пожаловалась мне, когда я пришел выписать из картотеки кое-какие данные, что у нее уже не хватает фантазии выдумывать имена, и попросила меня помочь, на что я с радостью согласился. Я написал десятка два чешских мужских и женских имен, которые было бы нетрудно выговаривать и аборигенам и австралийцам. Я сказал заведующей, что не уверен в том, понравятся ли родителям эти имена, на что эта энергичная, лет сорока пяти дама родом из Венгрии ответила:
«Если мы будем считаться с пожеланиями родителей, то через два-три года с этими Джонами, Джеками, Алисами и Мэрн здесь опять будет такая путаница, что сам бог не разберет. Не бойтесь - ваши имена прекрасны, а я уж сумею убедить в этом родителей!»
Так что через некоторое время при очередной переписи аборигенов правительственные служащие будут в недоумении покачивать головами, наткнувшись на непривычные для них имена вроде Бланки, Здислава, Алены, Цтибора, Ленки, Мирека или Итки.
Запись имени - самое простое. Сложнее определить год рождения аборигенов. Люди среднего и старшего поколения в большинстве своем не знают, когда они родились. И устанавливать этот факт приходится очень длинным путем. Например, так: все помнят начало войны, когда японцы напали на Дарвин. Никто, конечно, не знает, в каком году это было, но кто-то вспоминает, что в то время он был маленьким мальчиком, у другого начала расти борода, у третьего появилась седина. У немолодых женщин я спрашиваю, сколько лет было в то время их детям. И таким вот окольным путем определяю приблизительный год рождения.
После этого Мирек снимает отпечатки пальцев и ладоней и отбирает образцы волос, а я задаю вопросы демографической анкеты ожидающим своей очереди. Очень важно установить степень родства. Для этого нужно узнать имена родителей, их год рождения, место жительства, из какого они племени; если они уже умерли, то год смерти. Такие же данные нужны и о братьях и сестрах. Есть в анкете вопросы об образовании (закончена ли школа, сколько лет продолжалась учеба и где), о настоящем и прежнем месте работы, семейном положении, необходимы основные данные о муже и жене (или женах - у австралийских аборигенов до сих пор существует полигамия). Многоженство распространено в основном среди старшего поколения. Постепенно оно отмирает, большинство молодых людей имеют только одну жену…
Йозеф Бринке, Окно в каменный век, М., «Мысль», 1975 г., с. 110-111.