English Deutsch
Новости
Достающее
звено

Средний палеолит. Мустьерская культура и её аналоги

Фрагмент из книги:
Достающее звено
Достающее звено

Специально для портала "Антропогенез.РУ". 
Авторский проект С.Дробышевского.  Электронная книга даст читателям базовую информацию о том, что известно современной науке о древней родословной человека.

Орудия мустье.
						Источник: http://humanpast.net/tools/tools50k.htm
Орудия мустье.
Источник: http://humanpast.net/tools/tools50k.htm

Мустье появилось около 200 тыс.л.н. и существовало примерно до 35-40 тыс.л.н., а местами – до 28 тыс.л.н. Создателями мустьерской культуры были поздние Homo heidelbergensis и Homo neanderthalensis – неандертальцы или палеоантропы.

Переходными культурами между ашелем и мустье являются тейяк, микок, эвенос, премустье.

Главной особенностью мустьерской культуры, прогрессивным явлением по сравнению с ашелем, было изготовление орудий на отщепах, отколотых от нуклеуса. Чаще всего использовалась леваллуазская техника – более совершенная и экономная, чем техника изготовления ручных ашельских рубил. Применение техники леваллуа подразумевало подготовку заготовки в виде дисковидного нуклеуса, с которого скалывались отщепы, из которых в дальнейшем изготавливались орудия. При этом из одного нуклеуса можно было получить много орудий, а обработка краёв отщепов часто имела целью не его заострение, а скорее некоторое притупление слишком тонких и острых мест, образующихся при сколе отщепа с нуклеуса. Иногда использовались и нелеваллуазские техники изготовления орудий на отщепах.

Основными типами орудий эпохи мустье были остроконечник (внешне похожий на рубило, но меньше, ровнее и удобнее) и скребло (с широким рабочим краем), сохранялись и более древние типы орудий. Вероятно, некоторые остроконечники использовались как наконечники, прикреплённые к древку, хотя твёрдых доказательств тому нет.

На Ближнем Востоке около 250 тыс.л.н. получила распространение ашельско-ябрудская техника, а 75-127 тыс.л.н. – культура преориньяк, для которых типично изготовление пластин – сколотых с нуклеуса длинных и тонких заготовок, которые могли использоваться как готовые орудия или же как материал для получения более совершенных орудий.

Миграции палеоантропов

Орудия мустье. Кафедра антропологии биол. факультета МГУ. Фото: А. Соколов
Орудия мустье. Кафедра антропологии биол. факультета МГУ. Фото: А. Соколов

Главными причинами возникновения культурных инноваций были продолжающаяся эволюция гоминид, изменения климата в сторону похолодания, освоение умеренных и арктических зон.

Усиливалось культурное различие территориальных групп людей. В Азии долго сохранялись примитивные способы обработки камня. В Европе мустьерская техника достигла своего расцвета и заметно специализировалась; интересно, что европейские неандертальцы никогда не изготовляли орудий из кости, хотя костей у них было в избытке; этим они резко отличались от людей современного типа. Особенно прогрессивными были африканские культуры. Так, в Африке очень рано появились традиции обработки кости и использование охры, возможно, в ритуальных целях.

Повышенный травматизм скелетов неандертальцев в верхней части тела свидетельствует об ограниченном применении метательных орудий и ловушек, о жёстком контактном способе охоты. Бедность растительных ресурсов холодных регионов ставила определённые ограничения в развитии культуры.

Стоянки палеоантропов чаще представляют собой временные охотничьи лагеря, иногда – постоянные долговременные стоянки. В некоторых случаях палеоантропы старались обустроить быт: в Катанде 70-90 тыс.л.н. и в некоторых пещерах Франции известны вымостки пола каменными плитами, иногда создавались ветровые заслоны в виде каменных стенок.

Существенно, что неандертальцы, видимо, в большей степени адаптировались к экстремальным условиям окружающей среды путём биологических приспособлений и меньше – путём изменений в культуре по сравнению с людьми современного вида.

Дальше: Варианты мустьерской культуры
Назад: Приручение огня. Древнейшие жилища; зарождение символического поведения

Интересно

А какой фурор, по воспоминаниям Тимирязева, про­извели в пятидесятых годах прошлого века лекции-представления заезжего немецкого антрепренера, при помощи волшебного фонаря познакомившего петер­буржцев с космогонической теорией Лапласа и геологи­ческой историей Земли. «Едва ли не в первый раз рус­ская широкая публика, - писал Климент Аркадьевич, - заговорила об юрском море, о лесах каменноугольной формации, об ихтиозаврах и плезиозаврах, причем не обходилось и без неодобрительно покачивавших голо­вою, недоумевавших - "куда же делась духовная цен­зура?"». К естествознанию пока относились с большим недоверием.

Черненко Г.Т., Тимирязев в Петербурге-Петрограде, Л., «Лениздат», 1991 г., с. 18. Предоставлено Викентьевым И.Л.

Catalog gominid Antropogenez.RU