English Deutsch
Новости
Достающее
звено

Что в нас обезьяньего? Эмбриология, биохимия, анатомия

Фрагмент из книги:
Достающее звено
Достающее звено

Специально для портала "Антропогенез.РУ". 
Авторский проект С.Дробышевского.  Электронная книга даст читателям базовую информацию о том, что известно современной науке о древней родословной человека.

Плод шимпанзе: 7 месяцев (слева) и 5 месяцев (справа).
						Автор фото: adrigu's photostream
						Источник: BcRand McNally Atlas of the Body and Mind, 1976
						http://www.flickr.com/photos/
						97793800@N00/with/3823605287/
Плод шимпанзе: 7 месяцев (слева) и 5 месяцев (справа).
Автор фото: adrigu's photostream
Источник: BcRand McNally Atlas of the Body and Mind, 1976
http://www.flickr.com/photos/
97793800@N00/with/3823605287/

У человеческого плода первичная шерсть лануго сохраняется вплоть до рождения и иногда несколько дольше. После рождения разница между человеком и шимпанзе начинает усиливаться: у шимпанзе быстрее растут руки и челюсти, у человека – ноги, мозг и мозговой отдел черепа. Существенно, что отличия достигаются в основном за счёт разности скоростей роста разных частей тела и, соответственно, итоговых пропорций, но не различий в собственно строении тех или иных органов.

Младенец шимпанзе. Источник: http://www.turboflopozavr.boom.ru/
							retardare-foetus.htm
Младенец шимпанзе. Источник: http://www.turboflopozavr.boom.ru/
retardare-foetus.htm

Биохимические показатели человека и большинства приматов чрезвычайно сходны, что вполне естественно, учитывая сказанное выше о генетическом родстве. Общеизвестен факт единства групп крови у человека и других обезьян, в том числе, конечно, и шимпанзе. Еще в начале XX-го века был проведен успешный опыт по переливанию человеческой крови шимпанзе, а позже, в 30-е годы - кровь шимпанзе также успешно была перелита человеку. Резус-фактор крови был впервые открыт у макак-резусов (откуда и взялось название для фактора крови), а после оказался идентичным и у людей. Эксперимент по пересадке почки от шимпанзе человеку прошёл поначалу вполне успешно, отторжения не произошло, и почка заработала, но заработала слишком хорошо, чересчур активно, став "дикой почкой", что, к сожалению, закончилось смертью человека.

Детеныш (слева) и взрослый шимпанзе (справа).
								Источник: Gould SJ.  Ontogeny and Phylogeny. Harvard University Press, Cambridge, MA.  1977.
								http://scienceblogs.com/pharyngula/
Детеныш (слева) и взрослый шимпанзе (справа).
Источник: Gould SJ. Ontogeny and Phylogeny. Harvard University Press, Cambridge, MA. 1977.
http://scienceblogs.com/pharyngula/

Анатомически человек, понятно, заметно отличается от обезьян, но эта разница бросается в глаза, только если рассматривать человека в целом. Если же сравнение проводить по отдельным органам, костям или тканям, то отличия найти будет не так легко, разница обусловлена лишь пропорциями, но не самим строением как таковым. Это составляет даже значительную палеонтологическую проблему, поскольку в ископаемом виде сохраняются обычно лишь отдельные элементы скелета. Например, отличить плечевую кость человека и того же шимпанзе сложно даже специалисту; то же можно сказать и о многих других костях и органах. Даже концентрация волосяных луковиц на коже у человека и обезьян почти одинаковая: внешне очевидная разница по степени "волосатости" обусловлена почти исключительно неодинаковой толщиной волос – тонких и часто обесцвеченных у людей и толстых и пигментированных у обезьян. Моляры человека настолько похожи на зубы орангутанов, что множество ископаемых находок из Юго-Восточной Азии и Индонезии остаются неопределёнными – не то человек, не то орангутан. А ведь орангутан далеко не самый похожий на человека примат! Анатомическое сходство человека и других приматов настолько велико, что в Средние Века и в начале эпохи Возрождения врачи изучали человеческое строение на обезьянах. Проще даже перечислить отличия человека от других приматов, чем выписывать их многочисленные сходства.

Дальше: Что в нас обезьяньего? Палеонтология
Назад: Что в нас обезьяньего? Генетика

Интересно

«Развращение нравов дошло до того, что глуповцы посягнули проникнуть в тайну построения миров и открыто рукоплескали учителю каллигра­фии, который, выйдя из пределов своей специальности, про­поведовал с кафедры, что мир не мог быть сотворён в шесть дней. Убогие очень основательно рассчитали, что если это мнение утвердится, то вместе с тем разом рухнет всё глуповское миросозерцание вообще. Все части этого миросозерцания так крепко цеплялись друг за друга, что невозможно было потревожить одну, чтобы не разрушить всего остального. Не вопрос о порядке сотворения мира тут важен, а то, что вместе с этим вопросом могло вторгнуться в жизнь какое-то совсем новое начало, которое, наверное, должно было испортить всю кашу. Путешественники того времени единогласно свидетельствуют, что глуповская жизнь поражала их своею цельностью, и спра­ведливо приписывают это счастливому отсутствию духа ис­следования».

Салтыков-Щедрин М.Е., История одного города. Цитата предоставлена Викентьевым И.Л.

Catalog gominid Antropogenez.RU