English Deutsch
Новости
Мир антропологии

Когда я вырасту, я найду Трою. О детстве Шлимана

Мальчик стоял  и ждал -  нога  не показывалась. Тогда он попросил  отца раскопать могилу, чтобы узнать, куда она в этом году запропастилась.

Недалеко  от  этого  места  был  холм.  Под  ним была закопана  золотая колыбель; так, во всяком  случае, утверждали пономарь и няня. Как-то мальчик сказал своему отцу, промотавшему  все  свое состояние пастору:  «У тебя  нет денег? Почему бы нам не выкопать колыбель?»

Отец рассказывал сыну сказки и легенды. Старый гуманист, он рассказывал о  борьбе  героев  Гомера,  о  Парисе  и  Елене,  об  Ахилле  и  Гекторе,  о могущественной  Трое, сожженной и  разрушенной. В 1829 году  на Рождество он подарил сыну иллюстрированную «Всемирную историю для детей» Еррера. Там была картинка: Эней, держа сына за руку и посадив старика отца на спину, покидает охваченный пламенем город. Мальчик смотрел на изображение, на крепкие стены, на огромные  Скайские  ворота.  «Так выглядела  Троя?»  -  спросил  он. Отец утвердительно кивнул. «И все это разрушено, совершенно разрушено, и никто не знает, где стоял этот город?» - «Разумеется», - ответил отец.

«Я не верю этому, -  сказал маленький Генрих Шлиман.  - Когда я вырасту большой, я найду Трою и сокровища царя».

Отец рассмеялся.

Это  не  выдумка,  это  даже   не  окрашенные  в  сентиментальные  тона воспоминания детства, которым нередко  предаются в старости люди, добившиеся успеха  в жизни. Задача,  которую  поставил  перед собой семилетний мальчик, была  проведена в жизнь.  А в шестьдесят  один  год  уже  всемирно известный исследователь, очутившись случайно на родине, раскопал могилу злого Хеннига».

Из книги: К.В. Керам. «Боги. Гробницы. Ученые» 


Интересно

"...в России наука не стоит на почве, на которой желательно было бы её видеть, что всюду примешиваются личные интересы, вопросы национальности отдельных личностей и т.д. К сожалению, прибавлю я, это всё верно не только в России, но и всюду. Самое лучшее, что "учёный" (т.е. такой, который действительно смотрит на науку, как на цель жизни, а не как на средство) может сделать, это идти вперёд своею дорогою, не обращая внимание на мнение толпы направо и налево! К сожалению, весьма многие из так называемых "учёных" относятся к науке, как к дойной корове, которая обязана снабжать их ежедневным продовольствием, что делает из учёных – ремесленников и иногда даже просто шарлатанов. В таком случае научная истина – дело второстепенной важности для таких господ (а их, к сожалению, много, наука, приносящая им больше грошей, – самая привлекательная; им приходится ухаживать за толпою и её вкусами..."  Н.Н. Миклухо-Маклай, 1881 г.

Catalog gominid Antropogenez.RU