Мир антропологии

Африка не может быть прародиной человека?..

Выдающийся палеонтолог А.П.Быстров писал в 1957 году: Несмотря на то, что в Африке найдено несколько форм ископаемых обезьян, а в настоящее время там обитает такая высокоорганизованная обезьяна, как шимпанзе, мы все же не можем считать, что первые люди возникли на этом континенте. Климатические особенности экваториальной Африки не могли создать такие условия, которые привели бы к превращению обезьян в людей. Для этого требовалась несравненно более суровая окру­жающая обстановка.

Родиной человека, несомненно, был Евразиатский материк. Здесь, в Центральной Азии, по всей вероятности там, где теперь находится пустыня Гоби, возникла та обстановка, которая обусловила появление первых обезьяно-людей.

В конце мезозоя, в меловом периоде, в Центральной Азии обитали мно­гочисленные травоядные и хищные динозавры и маленькие примитивные млекопитающие. Климат здесь в это время был, несомненно, теплым и вся обширная область была покрыта богатой растительностью. Но в кайнозое, начиная с олигоцена, обстановка изменилась и здесь постепенно стали образовываться травянистые равнины в результате отступания тропической флоры на юг. Эти данные палеоботаники дают нам право думать, что именно Центральная Азия была родиной человека.

Здесь впервые появились примитивные обезьяно-люди и отсюда они стали путем медленной миграции расселяться на юго-восток, юг, юго-запад и запад.

Ископаемые остатки примитивных форм этой первой миграционной волны в настоящее время обнаружены на Малайском архипелаге и в Европе, это — Pithecanthropus erectus Dubois и так называемый гейдельбергский человек.

Быстров А. П. Прошлое, настоящее, будущее человека. Медгиз, Ленинградское отд., 1957, с. 204.

Я рад, что избегал полемики, и этим я обязан Лайеллю, который ещё много лет назад, по поводу моих геологических работ, настоятельно рекомендовал мне никогда не ввязываться в полемику, так как она редко приносит пользу и не стоит той потери времени и того плохого настроения, которые она вызывает.

Чарльз Дарвин