English Deutsch
Новости
Мир антропологии

Как современники приняли «Происхождение видов» Чарльза Дарвина

И подобно тому как биб­лия столько лет считалась трактатом по биологии и геоло­гии, так «Происхождение» сделалось трактатом религи­озным и этическим, а со временем также политическим и социологическим. Сами ученые не знали, как на него от­вечать — то ли с позиций науки, то ли с позиций бого­словия, — и нередко в совершенном неистовстве выска­зывали самые непоследовательные и противоречивые су­ждения. Редко случалось научному бесстрастию подвер­гаться столь суровому испытанию и столь бесславно из него выходить. То вдруг какой-нибудь зоолог объявлял, что готов прочесть эту книгу, но ни за что ей не поверит. То восторженный этнограф кричал, что в ней нельзя из­менить ни одного слова, но ни единого нельзя и принять. «Ляйелл, — писал Гукер, — положительно не в силах от нее оторваться». И однако, тот же Ляйелл жалобно упрашивал Дарвина ввести в книгу хоть самую капельку промысла божьего, хоть «крупицу пророческой благодати». Юэл писал, что эта книга слишком внушительна, чтобы критиковать ее поверхностно, однако не разрешил, чтобы хоть один ее экземпляр хранился в библиотеке оксфорд­ского Тринити-колледжа. Великий математик сэр Джон Гершель был уязвлен не столько безбожием, таящимся в самой основе естественного отбора, сколько мелочной не­ряшливостью, которая приписывается им матери-природе.

«Не закон, а сплошное вкривь да вкось», — грозно изрек он, нагнав страху на оторопевшего Дарвина.

X. К. Уотсон записал Дарвину, что он произвел величайший перево­рот в биологии XIX века, и в то же время огорчил его, прислав пожелтевший оттиск в подтверждение того, что сам высказывал очень похожие мысли уже много лет назад. Ф. Э. Грей считал, что «Происхождение» — это тот же Ламарк, и ничего больше, и решительно не мог понять, чего ради подняли столько шума.

«Происхождение видов», как уже говорилось, побуди­ло кой-кого из самых маститых ученых удариться в чи­стейшее богословие, хотя, где тут кончалось религиозное рвение и начиналась профессиональная зависть, подчас определить нелегко. Многие возражения происходили от неверного представления о том, что такое теоретический метод. Естественный отбор нельзя увидеть в действии. А раз так, он-де не более как пустое измышление. Впро­чем, в более специфическом смысле камнем преткновения был сам естественный отбор. Казалось, что он подменяет разумный порядок и целесообразность в природе случай­ностью или, как представлялось некоторым, чисто меха­ническим процессом. Строго ограничив свои богословские суждения рамками примечаний, Гершель в своей «Физи­ческой географии Земли» заявил, что ему лично нисколь­ко не претит мысль о том, что посредством научных за­конов вселенский разум объективно и безлико творит свое дело. Но ни вселенский разум, ни такое осмыслен­ное устройство, каким является органический мир, нико­им образом нельзя рассматривать как порождение слу­чая. Да, естественный отбор — остроумная гипотеза, но, разумеется, к ней нельзя относиться серьезно. В ней упущен изначальный и решающий фактор. Американец Аза Грей, горячий и искренний дарвинист, придерживал­ся того взгляда, что естественный отбор вовсе не означа­ет господства случайности, а, напротив, есть воплощение слепой необходимости, совершенно несовместимой с теизмом, если только не считать, что сами изменения протекают по предначертанному руслу.

Дарвин в своих письмах парировал эти нападки с ве­личайшим терпением, показав, между прочим, что, когда того требуют обстоятельства, он не отступит и перед ме­тафизикой.

Естественный отбор нельзя увидеть в дей­ствии? Конечно. Закон тяготения тоже нельзя.

Его вы­водят из результатов. Досталось от Дарвина и астроному Гершелю, которому понадобилось так много промысла божьего в биологии и так мало в астрономии. Впрочем, Гершель вообще брюзга. Когда Аза Грей с надеждой за­говорил о том, не могут ли изменения направляться кем-то стоящим над миром, Дарвин был само сочувствие, сама готовность понять. Но что поделаешь, когда очевид­но, что чем больше в изменчивости божественного про­мысла, тем менее правдоподобен естественный отбор. Ма­ло того, изучение домашних животных убедило его, что изменения совершаются без всякого предначертания свы­ше. Ну какой интерес богу потакать людям в такой бла­жи, как выведение голубя-дутыша или голубя-турмана? Когда нужно было отстоять целостность собственных принципов, Дарвин не медлил, но и не спешил углуб­ляться в область богословия. Он был очень рад, если кто-нибудь из лиц духовного звания подтверждал теизм его книги, но сам не склонен был этого делать.

В эпоху, когда о религии толковал каждый, когда атеисты не уступали в догматизме церковникам, а агно­стики писали толстые труды о своем неведении, Дарвин до конца дней не изменял тактичной и благоразумной сдержанности. Он боялся оскорбить сокровенные чувства верующих и считал, что его религиозные взгляды — это его личное дело, как для других викторианцев — их собственность. Когда на него слишком уж наседали, он нерв­но ссылался на то, что слишком нездоров, слишком занят, слишком стар, наконец, чтобы размышлять о религиоз­ных вопросах, или отговаривался тем, что это не его об­ласть, что он над такими вещами глубоко не задумывал­ся и ничего достойного внимания сказать не может. Но, понятное дело, когда столько людей вокруг него так мно­го об этом говорили, он не мог не задумываться на сей счет хотя бы чуточку, а может быть, и очень основательно. Под конец жизни он высказался откровенно в «Авто­биографии». 

Уильям Ирвин. Дарвин и Гексли. М., «Молодая Гвардия»,1973 г., с. 133-135. 


Интересно

Мы не можем говорить более о причинности в каждом отдельном эксперименте. Имеет смысл говорить лишь о статистической причинности... С этим и связано основное отличие современной тенденции по сравнению с классической: в противоположность «прозрач­ности» классического мышления она ведет к «смутной» картине мира. Следует ли усматривать и этом поражение человеческого разума? Трудный вопрос. Как учёные, мы не располагаем свободой выбора. При всём желании невозможно описать для Вас мир таким, каким он Вам нравится».

И. Пригожин, И. Стенгерс, Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой, М., «Урсс», 2008 г., с. 259.

Catalog gominid Antropogenez.RU