В сухой период пожары на австралийском Севере случаются чуть ли не каждый день, ведь все вокруг сухое, как трут, от малейшей искры разгорается огонь; мгновенно охватывающий обширные площади в несколько сот километров. Для этого не нужно горящей спички или окурка сигареты. Достаточно осколка пивной бутылки, фокусирующего солнечный свет. Огонь быстро распространяется, тем более что некоторые эвкалипты сбрасывают старую кору, которая легко воспламеняется.
Австралийские аборигены в школе: рассказ учителя
«Я работаю учителем в тропиках уже восемь лет, чувствую, что начинаю уставать. Родом я из Вагга-Вагга в Новом Южном Уэльсе, там я закончил педагогический институт. Родители мои небогаты. Мне пришлось попросить стипендию и дать обязательство после окончания института три года преподавать в Новом Южном Уэльсе. Я проработал год в городе и два в деревне. Потом начал присматривать место поинтереснее. И тут в одной газете прочел объявление, что управление островов Гильберта* ищет учителя.
Я написал туда, и меня приняли. На островах я преподавал пять лет, мне там нравилось. Островитяне жаждали знаний и учились с охотой, даже взрослые. Вернувшись в Австралию, я женился и снова преподавал в течение года в Новом Южном Уэльсе. Потом мы решили попытать счастье на Северной Территории. Я думал, что здесь будет, как на островах Гильберта, но обманулся.
Ну, скажем, посещаемость. Заставить детей регулярно ходить в школу не так легко. Часто они пропускают по нескольку дней, не считая нужным извиниться. Они преспокойно могут уйти с родителями в буш или поехать к родственникам на соседнюю станцию.
Наиболее способные дети после окончания начальной школы могут продолжать учиться в средней школе для аборигенов - в колледже Кормильда в Дарвине. Их становится все больше. Три года назад из нашей школы туда ушло 5% детей, сейчас их там 30%. В ближайшие годы построят новые колледжи в Теннант-Крике, Катерин и Алис-Спрингсе. Это интернаты, где молодежь должна привыкнуть к европейскому образу жизни. Так что, если дети аборигенов поступают потом в высшую школу или университет, они оказываются в равном положении со своими белыми сверстниками. Но высшую школу да и колледж заканчивают не все. Многие через год или два возвращаются в поселения, на станции. Аборигенов с высшим образованием ничтожная горсточка».
«Скажите, пожалуйста, - тут прервал я Джона, - отличаются ли дети аборигенов по интеллекту и умственным способностям от детей белых австралийцев?»
«В общем говорить о заметных различиях нельзя. Если они и есть, то из-за разницы в воспитании, образе жизни, худших условий для учебы.
В семье аборигенов ребенку, как правило, негде делать уроки. В большинстве домов нет даже стола и стульев.
Учителя много раз предлагали сделать начальные школы школами-интернатами, где дети проводили бы всю неделю и возвращались к родителям на субботу и воскресенье. Но правительственные органы не соглашаются. Они считают, что при такой системе дети лишаются воспитания в семье. Каждый по-своему прав, и найти оптимальное решение трудно».
«Будущее детей аборигенов зависит, конечно, и от учителей»,- осторожно вставил Мирек. Джон тут же ответил:
«Я совершенно с вами согласен. Текучесть кадров на Северной Территории ни к чему хорошему не приводит. Большинство учителей приезжает сюда на два-три года, девяносто процентов из них возвращается на Юг. Сюда отправляются в основном молодые люди, жаждущие, так сказать, поэкспериментировать. Они думают, что работать с детьми аборигенов интереснее. Часто их приводит сюда тяга к «приключениям», «романтика» севера. Едут сюда и потому, что здесь больше платят и можно быстрее продвинуться по службе. А почему никто не хочет оставаться? Об этом я могу судить по себе. Много значат бытовые условия, климат, оторванность от цивилизации, отсутствие развлечений. Несемейным здесь трудно найти партнера. В театре я не был уже два года. Самое большое, на что здесь можно рассчитывать,- иногда съездить в Дарвин. А там что - пара кабаков да кино? Для того, кто привык к крупным городам Юга и Юго-Востока, этого маловато, не так ли? Через некоторое время вы увидите это сами. Иметь машину, кондиционер и холодильник - это, конечно, хорошо, но далеко не все. Человеку нужны друзья, а что здесь? Горстка людей, которых знаешь как облупленных, так что они начинают действовать на нервы! Работать с детьми мне более или менее нравилось, но полное отсутствие всякого интереса со стороны родителей - это ужасно!
Мы накопили немного денег, присмотрели себе хорошенький домик и возвращаемся в Сидней. Будем снова ходить в театр и на концерты…»
Йозеф Бринке, Окно в каменный век, М., «Мысль», 1975 г., с. 140-141.
* Острова Гильберта находятся в Тихом океане на экваторе и на 175° восточной долготы к юго-востоку от Маршалловых островов. Они состоят из 16 атоллов, общая площадь которых составляет 260 кв. км. Островами управляет Великобритания. В 1965 году здесь насчитывалось 40 тысяч жителей, главным образом микронезийцев.