English Deutsch
Новости
Мир антропологии

Австралийские аборигены в школе: рассказ учителя

«Я работаю учителем в тропиках уже восемь лет, чувствую, что начинаю уставать. Родом я из Вагга-Вагга в Новом Южном Уэльсе, там я закончил педагогический институт. Родители мои небогаты. Мне пришлось попросить стипендию и дать обязатель­ство после окончания института три года преподавать в Новом Южном Уэльсе. Я проработал год в городе и два в деревне. По­том начал присматривать место поинтереснее. И тут в одной га­зете прочел объявление, что управление островов Гильберта* ищет учителя.

Я написал туда, и меня приняли. На островах я преподавал пять лет, мне там нравилось. Островитяне жаждали знаний и учились с охотой, даже взрослые. Вернувшись в Австра­лию, я женился и снова преподавал в течение года в Новом Юж­ном Уэльсе. Потом мы решили попытать счастье на Северной Территории. Я думал, что здесь будет, как на островах Гильбер­та, но обманулся.

Ну, скажем, посещаемость. Заставить детей регулярно ходить в школу не так легко. Часто они пропускают по нескольку дней, не считая нужным извиниться. Они преспокойно могут уйти с ро­дителями в буш или поехать к родственникам на соседнюю стан­цию.

Наиболее способные дети после окончания начальной школы могут продолжать учиться в средней школе для аборигенов - в колледже Кормильда в Дарвине. Их становится все больше. Три года назад из нашей школы туда ушло 5% детей, сейчас их там 30%. В ближайшие годы построят новые колледжи в Теннант-Крике, Катерин и Алис-Спрингсе. Это интернаты, где молодежь должна привыкнуть к европейскому образу жизни. Так что, если дети аборигенов поступают потом в высшую школу или университет, они оказываются в равном положении со своими белыми сверстниками. Но высшую школу да и колледж заканчивают не все. Многие через год или два возвращаются в поселения, на станции. Аборигенов с высшим образованием ничтожная горсточка».

«Скажите, пожалуйста, - тут прервал я Джона, - отлича­ются ли дети аборигенов по интеллекту и умственным способно­стям от детей белых австралийцев?» 

«В общем говорить о заметных различиях нельзя. Если они и есть, то из-за разницы в воспитании, образе жизни, худших условий для учебы. 

В семье аборигенов ребенку, как правило, негде делать уроки. В большинстве домов нет даже стола и стуль­ев. 

Учителя много раз предлагали сделать начальные школы школами-интернатами, где дети проводили бы всю неделю и воз­вращались к родителям на субботу и воскресенье. Но прави­тельственные органы не соглашаются. Они считают, что при та­кой системе дети лишаются воспитания в семье. Каждый по-сво­ему прав, и найти оптимальное решение трудно». 

«Будущее детей аборигенов зависит, конечно, и от учите­лей»,- осторожно вставил Мирек. Джон тут же ответил:

«Я совершенно с вами согласен. Текучесть кадров на Север­ной Территории ни к чему хорошему не приводит. Большинство учителей приезжает сюда на два-три года, девяносто процентов из них возвращается на Юг. Сюда отправляются в основном мо­лодые люди, жаждущие, так сказать, поэкспериментировать. Они думают, что работать с детьми аборигенов интереснее. Часто их приводит сюда тяга к «приключениям», «романтика» севера. Едут сюда и потому, что здесь больше платят и можно быстрее продви­нуться по службе. А почему никто не хочет оставаться? Об этом я могу судить по себе. Много значат бытовые условия, климат, оторванность от цивилизации, отсутствие развлечений. Несемей­ным здесь трудно найти партнера. В театре я не был уже два года. Самое большое, на что здесь можно рассчитывать,- иногда съездить в Дарвин. А там что - пара кабаков да кино? Для того, кто привык к крупным городам Юга и Юго-Востока, этого мало­вато, не так ли? Через некоторое время вы увидите это сами. Иметь машину, кондиционер и холодильник - это, конечно, хо­рошо, но далеко не все. Человеку нужны друзья, а что здесь? Горстка людей, которых знаешь как облупленных, так что они начинают действовать на нервы! Работать с детьми мне более или менее нравилось, но полное отсутствие всякого интереса со стороны родителей - это ужасно! 

Мы накопили немного денег, присмотрели себе хорошенький домик и возвращаемся в Сидней. Будем снова ходить в театр и на концерты…»
 

Йозеф Бринке, Окно в каменный век, М., «Мысль», 1975 г., с.  140-141.

* Острова Гильберта находятся в Тихом океане на экваторе и на 175° во­сточной долготы к юго-востоку от Маршалловых островов. Они состоят из 16 атоллов, общая площадь которых составляет 260 кв. км. Островами уп­равляет Великобритания. В 1965 году здесь насчитывалось 40 тысяч жите­лей, главным образом микронезийцев.


Интересно

Выдающийся палеонтолог А.П.Быстров писал в 1957 году: Несмотря на то, что в Африке найдено несколько форм ископаемых обезьян, а в настоящее время там обитает такая высокоорганизованная обезьяна, как шимпанзе, мы все же не можем считать, что первые люди возникли на этом континенте. Климатические особенности экваториальной Африки не могли создать такие условия, которые привели бы к превращению обезьян в людей. Для этого требовалась несравненно более суровая окру­жающая обстановка.

Catalog gominid Antropogenez.RU