К человеческому роду причисляли следующих животных: ленивца под именем «дикий индеец», моржа как «морского человека» и орангутана как «дикого азиата» или «лесного человека». Линней решил покончить с неразберихой в информации о людях, принимаемых за животных, и о животных, принимаемых за людей. В 10-м издании своей «Системы природы» (1758), которая разрослась до 1384 страниц, великий систематизатор создал отряд приматов, куда вместе с летучими мышами (!), полуобезьянами и обезьянами поместил род человека (Homo)... В человеческий род он включил два вида: Homo sapiens (Человек разумный) и Homo silvestris s. troglodytes (Человек лесной, или Троглодит). В свою очередь, вид Человек разумный разделялся на шесть разновидностей...
Австралийские аборигены в школе: рассказ учителя
«Я работаю учителем в тропиках уже восемь лет, чувствую, что начинаю уставать. Родом я из Вагга-Вагга в Новом Южном Уэльсе, там я закончил педагогический институт. Родители мои небогаты. Мне пришлось попросить стипендию и дать обязательство после окончания института три года преподавать в Новом Южном Уэльсе. Я проработал год в городе и два в деревне. Потом начал присматривать место поинтереснее. И тут в одной газете прочел объявление, что управление островов Гильберта* ищет учителя.
Я написал туда, и меня приняли. На островах я преподавал пять лет, мне там нравилось. Островитяне жаждали знаний и учились с охотой, даже взрослые. Вернувшись в Австралию, я женился и снова преподавал в течение года в Новом Южном Уэльсе. Потом мы решили попытать счастье на Северной Территории. Я думал, что здесь будет, как на островах Гильберта, но обманулся.
Ну, скажем, посещаемость. Заставить детей регулярно ходить в школу не так легко. Часто они пропускают по нескольку дней, не считая нужным извиниться. Они преспокойно могут уйти с родителями в буш или поехать к родственникам на соседнюю станцию.
Наиболее способные дети после окончания начальной школы могут продолжать учиться в средней школе для аборигенов - в колледже Кормильда в Дарвине. Их становится все больше. Три года назад из нашей школы туда ушло 5% детей, сейчас их там 30%. В ближайшие годы построят новые колледжи в Теннант-Крике, Катерин и Алис-Спрингсе. Это интернаты, где молодежь должна привыкнуть к европейскому образу жизни. Так что, если дети аборигенов поступают потом в высшую школу или университет, они оказываются в равном положении со своими белыми сверстниками. Но высшую школу да и колледж заканчивают не все. Многие через год или два возвращаются в поселения, на станции. Аборигенов с высшим образованием ничтожная горсточка».
«Скажите, пожалуйста, - тут прервал я Джона, - отличаются ли дети аборигенов по интеллекту и умственным способностям от детей белых австралийцев?»
«В общем говорить о заметных различиях нельзя. Если они и есть, то из-за разницы в воспитании, образе жизни, худших условий для учебы.
В семье аборигенов ребенку, как правило, негде делать уроки. В большинстве домов нет даже стола и стульев.
Учителя много раз предлагали сделать начальные школы школами-интернатами, где дети проводили бы всю неделю и возвращались к родителям на субботу и воскресенье. Но правительственные органы не соглашаются. Они считают, что при такой системе дети лишаются воспитания в семье. Каждый по-своему прав, и найти оптимальное решение трудно».
«Будущее детей аборигенов зависит, конечно, и от учителей»,- осторожно вставил Мирек. Джон тут же ответил:
«Я совершенно с вами согласен. Текучесть кадров на Северной Территории ни к чему хорошему не приводит. Большинство учителей приезжает сюда на два-три года, девяносто процентов из них возвращается на Юг. Сюда отправляются в основном молодые люди, жаждущие, так сказать, поэкспериментировать. Они думают, что работать с детьми аборигенов интереснее. Часто их приводит сюда тяга к «приключениям», «романтика» севера. Едут сюда и потому, что здесь больше платят и можно быстрее продвинуться по службе. А почему никто не хочет оставаться? Об этом я могу судить по себе. Много значат бытовые условия, климат, оторванность от цивилизации, отсутствие развлечений. Несемейным здесь трудно найти партнера. В театре я не был уже два года. Самое большое, на что здесь можно рассчитывать,- иногда съездить в Дарвин. А там что - пара кабаков да кино? Для того, кто привык к крупным городам Юга и Юго-Востока, этого маловато, не так ли? Через некоторое время вы увидите это сами. Иметь машину, кондиционер и холодильник - это, конечно, хорошо, но далеко не все. Человеку нужны друзья, а что здесь? Горстка людей, которых знаешь как облупленных, так что они начинают действовать на нервы! Работать с детьми мне более или менее нравилось, но полное отсутствие всякого интереса со стороны родителей - это ужасно!
Мы накопили немного денег, присмотрели себе хорошенький домик и возвращаемся в Сидней. Будем снова ходить в театр и на концерты…»
Йозеф Бринке, Окно в каменный век, М., «Мысль», 1975 г., с. 140-141.
* Острова Гильберта находятся в Тихом океане на экваторе и на 175° восточной долготы к юго-востоку от Маршалловых островов. Они состоят из 16 атоллов, общая площадь которых составляет 260 кв. км. Островами управляет Великобритания. В 1965 году здесь насчитывалось 40 тысяч жителей, главным образом микронезийцев.