English Deutsch
Новости
Достающее
звено

Правомерно ли деление древних австралийцев на грацильную и массивную группы?

Фрагмент из книги:
Достающее звено
Достающее звено

Специально для портала "Антропогенез.РУ". 
Авторский проект С.Дробышевского.  Электронная книга даст читателям базовую информацию о том, что известно современной науке о древней родословной человека.

Череп Коссак.
						Источник: Freedman L. et Lofgren M. The Cossack skull and a dihybrid origin of the Australian Aborigines // Nature, 1979b, V.282, pp.298-300.
Череп Коссак.
Источник: Freedman L. et Lofgren M. The Cossack skull and a dihybrid origin of the Australian Aborigines // Nature, 1979b, V.282, pp.298-300.

Первоначально предполагалось, что эти две группы представляют две "волны заселения" континента: "грацильная" считалась более древней, а "массивная" – более молодой (Thorne, 1971a; 1976, 1984; Thorne et Wilson, 1977). Состав групп меняется от публикации к публикации. В исходном варианте концепции в "грацильную" включались Манго 1, Манго 3 и Кейлор, а в "массивную" – Талгай, Коу Свомп и Кохуна. В последующем в "грацильную" зачислялись также Грин Галли, Кинг Айлэнд, Лэйк Танду и Рунка, а в "массивную" – Коссак, Моссгил и Кубул Крик (обзор мнений см.: Durband, 2009). Предки "грацильной" группы виделись в людях из Верхней Пещеры Чжоукоудяня и Дуньдяньяня, а аналоги – в людях из Ниа, Табона и Вадьяка (Thorne, 1980). В числе предков "массивного" варианта числились питекантропы и нгандонгцы, о чём уже говорилось выше. Правда, в этом наборе дико смешаны самые разные времена и даже виды, но чего не сравнишь ради широкой эволюционной перспективы!

Скелет Моссгилл
							Источник: Freedman L. Human skeletal remains from Mossgiel, N.S.W. // Archaeology in Oceania, 1985, V.20, №1, p.21.
Скелет Моссгилл
Источник: Freedman L. Human skeletal remains from Mossgiel, N.S.W. // Archaeology in Oceania, 1985, V.20, №1, p.21.

Однако, в последующем выяснилось, что, во-первых, внутри выборок из Коу Свомп и Манго имеется значительное разнообразие по уровню массивности, во-вторых, изменчивость эта не дискретна, а непрерывна (Rayner et al., 2006), в-третьих, многие находки – такие как Кубул Крик, Моссгилл и Лэйк Нитчи – оказываются промежуточными между "грацильной" и "массивной" группами, а в-четвёртых, представители "массивной" частенько имеют искусственную деформацию черепа (Durband, 2008b). Кроме того, определение пола целого ряда – Манго 3, Кинг Айлэнд – находок спорно: если признать их мужчинами, то они оказываются "грацильными", если женщинами – "массивными" (Brown, 1994a, 1995, 2000; Sim et Thorne, 1995; Thorne et Curnoe, 2000; Thorne et Sim, 1994; обзор мнений см. также: Durband, 2009). Выделенная из ископаемых костей мтДНК оказалась по сути одинаковой у "грацильных" и "массивных" находок (Adcock et al., 2001). Есть и более частные замечания. Например, "грацильная" группа теоретически должна иметь тонкие кости свода, но в реальности, скажем, череп Манго 3 имеет более толстые кости, чем самый толстостенный череп из Коу Свомп (Brown, 1987).

По всем этим причинам, достоверность выделения двух указанных вариантов вызывает обоснованные сомнения (Brown, 1987, 1995; Habgood, 1986; Pardoe, 1991; Rayner et al., 2006). Напоследок, старые датировки были пересмотрены, а в оба типа щедро добавлены заведомо голоценовые находки, так что в итоге популяционно-миграционный смысл их выделения пропал.

Чем больше становится известно материалов, тем очевиднее, что два "типа" по уровню массивности – типологический артефакт.

Впрочем, это не исключает существования разных вариантов среди древних и современных аборигенов, просто принцип выделения должен быть иной, не зацикленный на одном признаке массивности.

Дальше: Изменились ли австралийцы с верхнего палеолита?
Назад: «Протоавстралоиды»: находки за пределами Австралии

Интересно

Мы не можем говорить более о причинности в каждом отдельном эксперименте. Имеет смысл говорить лишь о статистической причинности... С этим и связано основное отличие современной тенденции по сравнению с классической: в противоположность «прозрач­ности» классического мышления она ведет к «смутной» картине мира. Следует ли усматривать и этом поражение человеческого разума? Трудный вопрос. Как учёные, мы не располагаем свободой выбора. При всём желании невозможно описать для Вас мир таким, каким он Вам нравится».

И. Пригожин, И. Стенгерс, Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой, М., «Урсс», 2008 г., с. 259.

Catalog gominid Antropogenez.RU