English Deutsch
Новости
Новости антропологии
24.02.2018
Автор: С. Дробышевский

Неандертальский креатив

Неандертальцы предстают в реконструкциях прошлого этакими скучными приземлёнными занудами-прагматиками. Охота – колотьё остроконечников – охота – обдирание шкур – охота – стругание палок-копалок – охота... Такая жизнь была чрезвычайно прозаической. Всем, кто склонен жаловаться на серые однообразные дни, проходящие за монотонной работой без развлечений и радостей, стоило бы почаще вспоминать про сто тысяч лет пещерных будней среднего палеолита. Конечно, иногда на неандертальцев тоже снисходило вдохновение.

Красный рисунок в пещере Ла Пасиега

Отпечаток руки в пещере Мальтравиесо

Свидетельством тому украшения из когтей орлана-белохвоста из Крапины и пары других мест, крашеные ракушки из Куэва де лос Авионес и Куэва Антон, птичьи перья из Рипаро ди Фумане, крест на камне из Таты, царапины на стене пещеры Горхэма и ещё с десяток-другой подобных примеров. Однако в том-то и проблема, что на сто тысяч лет (вдумайтесь только в эту цифру!) примеров неандертальского творчества – от силы пара десятков. Да едва ли не на любой стоянке верхнего палеолита предметов искусства больше, чем у всех неандертальцев за всё время их существования!

И уж совсем провальным до сих пор было изобразительное направление. Художники из неандертальцев, похоже, были ещё хуже, чем из Кисы Воробьянинова. Помянутая гравировка из Горхэма, больше всего похожая на #, ряды красных пятен на пластине моляра мамонта из Таты, зигзаги на кости из Бачо Киро, ещё пара царапанных костей и камней да крайне спорное изображение зверя на кости бизона из Пронятина – вот и все их потуги. Это не идёт ни в малейшее сравнение с любой самой захудалой галереей кроманьонцев верхнего палеолита. А неандертальских наскальных рисунков краской до сегодняшнего дня не было известно вовсе ни одного.

Тем грандиознее нынешнее открытие!

Международная группа датировщиков и археологов опубликовала мегасенсационные U-Th датировки рисунков в трёх испанских пещерах. Замысловатый красный геометрический символ в Ла Пасиега (мне он больше всего напоминает план-схему ловушки для жуков-короедов) получил дату 64,8 тыс.л.н. Красный же пигмент на сталактитах в пещере Ардалес имеет возраст 65,5 тыс.л.н. Самым же древним и впечатляющим оказался негативный отпечаток руки (когда приложенную ладонь окрасили кругом красной охрой) из Мальтравиесо – 66,7 тыс.л.н.

А ведь в столь почтенные времена сапиенсы ещё сидели в Африке!

В Европе же тогда безраздельно хозяйничали неандертальцы. Стало быть – это они и развлекались! Стало быть – неспроста хоть изредка, да находят на их стоянках кусочки красной и жёлтой охры. Стало быть – не так уж неправы были те, кто считал неандертальцев вполне креативными. Может, просто они чаще рисовали друг на друге или на кусках коры, или на камнях, расположенных под открытым небом? Кстати, в таком случае наши предки оказываются куда большими пещерниками, ведь для рисования они сплошь и рядом забирались в самые далёкие, труднодоступные и мрачные закоулки подземных каверн, куда неандертальцы старались не соваться. Может, неандертальцам это не позволяла делать не грубость и  отсутствие фантазии, а как раз тонкая душевная организация и впечатлительность?

Конечно, всегда есть варианты. Альтернативное объяснение:  первые кроманьонцы всё же пришли в Европу за 15-20 тысяч лет до общепризнанной даты.

В последнее время становится всё моднее удревнять выход сапиенсов из Африки аж до Китая и Австралии до немыслимых чисел под сотню тысяч лет и больше. Каждый год выходят две-три публикации, посвящённые "самому-пресамому древнему-предревнему" внеафриканскому сапиенсу. Не исключением стал и 2017 год. Однако большинство антропологов смотрит на это довольно скептически, ведь достоверных и бесспорных находок представителей нашего вида древнее 50-55 тысяч лет до сих пор никто так и не нашёл. И, если про далёкие, малоизученные и экзотические Китай и Индонезию можно с чувством рассуждать и спорить, то уж точно не находили столь стародавних сапиенсов в исследованной вдоль и поперёк Европе.

Так что версия с супер-ранними сапиенсами выглядит всё же менее вероятной, чем с одарёнными неандертальцами.

Чисто в теории можно было бы выяснить видовую принадлежность художника по форме его руки. Действительно, кисть на отпечатке выглядит заскорузло-согнутой, широкой, пальцы толстыми и короткими – как у неандертальцев. Неужели подтверждение? Жаль, но это скорее мираж и принятие желаемого за действительное, ведь обведённая краской кисть, приложенная к шероховатой стене, почти неузнаваемо и непредсказуемо меняет размер и пропорции. Да и не так уж запредельно отличались длани неандертальцев и наших предков, чтобы это было очевидно по смутной отметине на пупырчатом кальцитовом холсте.

Ещё можно уповать на мега-технологии и мечтать об анализе ДНК, соскобленном прямо со стенки. Как знать, может, это и не такая фантазия. Но пока до этого не дошло. 

Конечно, всегда можно списать сенсацию на неточность метода. Тем более, что разброс возможных оценок вправду довольно велик. Так, минимально возможные цифры для Ла Пасиега – 51,56±1,09 тыс.л.н., для  Ардалес – 32,35±0,27 тыс.л.н., а для Мальтравиесо – 41,68+2,44/?2,29 тыс.л.н. Так что потенциально творцами изображений вполне могли быть ранние кроманьонцы. Но таким критиканам стоит напомнить, что максимальные цифры – 79,66±14,90, 68,13+2,96/?2,62 и 70,08+3,82/?3,37 тыс.л.н., соответственно.

Как итог: находка отпечатков рук с датировкой 66 тысяч лет – величайшее открытие начала XXI века. Подобного масштаба изменения в наших представлениях о прошлом случаются едва ли не раз в сто лет. Если новые исследования подтвердят полученные цифры, то учебники, как водится, придётся опять переписать, а неандертальцев с их средним палеолитом уже никто не сможет обвинить в отсутствии художественных талантов.

 

Источник: Hoffmann D.L., Standish C.D., Garc?a-Diez M., Pettitt P.B., Milton J.A., Zilh?o J., Alcolea-Gonz?lez J.J., Cantalejo-Duarte P., Collado H., Balb?n de R., Lorblanchet M., Ramos-Mu?oz J., Weniger G.-Ch. et Pike A.W.G. U-Th dating of carbonate crusts reveals Neandertal origin of Iberian cave art // Science, 2018, V.359, pp.912-915.



Интересно

Изо всего, что видел Йорк (огнеземелец, путешествовавший на «Бигле» с экспедицией Чарльза Дарвина – прим. редактора)  за время своего пребывания в чужих краях, ничто так не пора­зило его, как страус близ Мальдонадо; задыхаясь от изумления, он подбежал к м-ру Байно, с которым вышел прогуляться: «О мистер Байно, о! птица совсем как лошадь!»

Catalog gominid Antropogenez.RU