Новости антропологии
22.04.2023
Автор: А. Соколов

Кто ты, человек из Альтамуры?

7 октября 1993 года спелеологи, обследовавшие пещеру Ламалунга на юге Италии, недалеко от городка Альтамура (не путать с Альтамирой!), сделали удивительное открытие. В глубине пещеры они обнаружили камеру со сталагмитами, а за одним из них – частично вросший в пол человеческий скелет, покрытый кальцитовыми наростами.

Так выглядит скелет в пещере Альтамура

Реконструкция братьев Кеннис

Манипулятор, с помощью которого делали съемку черепа (и получали образец)

Виртуальная реконструкция черепа из Альтамуры с помощью эталонного черепа Сима де лос Уэсос 5

По мнению ученых, этот человек – взрослый мужчина – мог случайно свалиться в пещеру и либо расшибся, либо не смог выбраться и умер от голода и жажды. По особенностям строения находку определили тогда как «раннего неандертальца».

Лишь в 2009 году ученые занялись серьезным исследованием находки. Специалисты добыли фрагменты кальцитовых наростов для определения возраста, а также маленькую часть скелета – кусок правой лопатки – для ДНК-анализа.

Чтобы заполучить образец, было сконструировано специальное устройство -  дистанционно управляемый манипулятор с портативной цифровой видеокамерой и галогенной лампой, а также телескопический манипулятор–«удочка» с захватом на конце для извлечения объекта.

Датирование уран-ториевым методом показало, что скелету от 130 до 172 тысяч лет. А митохондриальная ДНК человека из Альтамуры оказалась типично неандертальской. Еще чуток погодя, в 2015 году, эти результаты опубликовали в Journal of Human Evolution, а известные реконструкторы братья Кеннис даже сделали гиперреалистичную скульптуру альтамурского человека – её мы увидели в 2016.

Я написал тогда, что такими темпами, глядишь, через 20 лет нам и второй фрагмент лопатки покажут!

Рад, что ошибался. Не прошло и 8 лет, как в журнале Nature Communications Biology вышла статья c анализом черепа человека из Альтамуры. Вообще-то, пишут авторы, в пещере находится чуть ли не полный скелет, но вытащить его пока что не получается, так что исследователи продолжают анализ находки на месте.

Эх, туда бы авантюристов типа Ли Бергера! И скелет, может, уже вытаскивали бы на поверхность краном вместе с куском пещеры. Но итальянские специалисты не спешат.

Особая трудность исследования в том, что перевёрнутый череп как бы «застрял» в сталагмитовой перегородке между двумя камерами, побольше и поменьше.  В большей камере, называемой «Апсида человека», торчит часть лица и лобной кости, а основание черепа и большая часть свода выпирают в меньшую камеру, куда людям никак не добраться. Осмотр этой части возможен только с помощью камеры GoPro на конце зонда, который просовывают через щели в перегородке.

Исследователям пришлось методами фотограмметрии получить отдельно виртуальные модели двух частей черепа, которые затем предстояло как-то соединить вместе. Для этого требовался какой-нибудь череп, который можно было бы использовать в качестве эталона. Из 37 известных черепов наиболее похожим на Альтамуру оказался гоминин №5 из испанской пещеры Сима де лос Уэсос. На него  натянули две части находки, собрав таким образом виртуальную копию черепа Альтамуры.

Анализом этой копии исследователи и занялись, сравнивая её с множеством древних черепов.  Среди них выделили ранних европейских неандертальцев (ERN), «классических» неандертальцев (европейских вюрмских, EWN) и всяких прочих Homo среднего плейстоцена (MPH).

Итак, объем мозга Альтамуры получился 1190 см3, что близко ранним неандертальцам.  У классических неандертальцев мозг в среднем 1460 см3, т.е. заметно крупнее. Череп Альтамуры действительно напоминает гоминин из Сима Уэсос, он похож на растянутый вариант черепа из испанской пещеры. Надо заметить, что возраст находок из Испании 430 тыс. лет, существенно древнее чем Альтамура.

Взяв список из 20 неандертальских особенностей, исследователи посчитали, сколько этих признаков обнаруживается у Альтамуры. Получилось 15, то есть больше, чем у Сима де лос Уэсос, но меньше, чем у ранних неандертальцев из Саккопасторе. Некоторые черты Альтамуры роднят его с Homo среднего плейстоцена, которых часто относят к гейдельбергскому человеку. Форма надбровья альтамурца, например, отличается от неандертальской, но сходна с надбровьем европейских Араго и Чепрано, а также африканца Кабве. Вероятно, такое строение можно назвать предковым для европейских и африканских гоминин/

В целом, по набору дискретных признаков, череп из Альтамуры оказался промежуточным между Сима де лос Уэсос и неандертальцами.

Отрадно, что авторы признают: определение Homo neanderthalensis как вида еще далеко от ясности, в том числе споры вызывает вопрос: как давно неандертальцы возникли. Даты приводят очень разные, от 200 до 500 и более тысяч лет. Обычно считается, что типичный неандертальский череп обладает большим объемом, он вытянут спереди назад и имеет свои характерные особенности, такие как затылочный шиньон, выступающая средняя часть лица, крупное носовое отверстие.

Исходя из того, как эти признаки проявлялись у древних людей, предлагались разные модели эволюции неандертальцев. По одной из таких моделей, начиная с примерно 500 тыс. лет назад европейские популяции людей развивались в изоляции от африканских и азиатских, и в Европе постепенно сформировался единый неандертальский тип.  Однако исследователи отмечают исключения из этого процесса.

Вероятно, Альтамура как раз является таким исключением. Учитывая его возраст, стоило бы ожидать много общего с классическими неандертальцами, на что указывает и митохондриальная ДНК.

То, что на деле мы видим сходство с гораздо более ранними гейдельбергскими людьми, довольно неожиданно. Это и форма затылка, и строение надбровья, и выступающие сосцевидные отростки, и относительно небольшой объем мозга.

Возможно человек из Альтамуры принадлежал к какой-то архаичной популяции, изолированной в Южной Италии от других людей, более уверенно вставших на путь неандертализации. Вспоминая другие аналогичные находки в Европе, вроде уже упоминавшегося Чепрано из той же Италии, исследователи полагают, что подобное явление не было чем-то редким. Возможно, самые южные области итальянского полуострова служили своего рода убежищем для людей в особенно холодные моменты ледникового периода, поэтому там сохранилась популяция примитивного вида.

Надо сказать, что ни в статье, ни в приложении к ней нет таблиц с измерениями черепа, за исключением объема мозга. Скудновато. Дробышевский бы уже грозил итальянцам пальчиком, аяяй.

Надеюсь дожить до момента, когда будет опубликован подробный анализ не только черепа, но и остальных костей из Альтамуры. Всё-таки полный скелет древнего человека – нечастая удача в антропологии. Это мягко говоря.

Источник: https://www.nature.com/articles/s42003-023-04644-1