English Deutsch
Новости
Новости антропологии
06.01.2024
Автор: А. Соколов

Нелегко жилось священным павианам

Исследователи изучили кости обезьян из древнеегипетского некрополя и выяснили: животных не били, но бедные павианы страдали от рахита. Видимо, им не хватало солнечного света.

Мумия павиана

Черепа обезьян из некрополя в Габбанат-эль-Куруде

Деформированные кости павиана из Габбанат-эль-Куруда

Деформированные кости павиана из Габбанат-эль-Куруда

Деформированный плечевой сустав павиана из Габбанат-эль-Куруда

Скелет молодого павиана из некрополя в Иераконполисе. Стрелкой показан перелом

Вы наверняка знаете, что Древнем Египте мумифицировали всех - не только людей, но и многочисленных животных. Кто-то, наверное, сразу вспомнил мумии кошек или крокодилов. Мне на ум пришли погребения Аписов – священных быков.

Ну, это элитные мумии, Апис – живое воплощение Бога, он всегда был один. А некоторых животных мумифицировали тысячами и даже миллионами – так повезло священным ибисам, например.

Мумии обезьян не столь многочисленны, но тоже известны. Павианов в Древнем Египте связывали с богами Тотом и Хонсу, а бога Хапи, сына Хора, изображали с павианьей головой. Судя по текстовым и археологическим источникам, обезьянам поклонялись в 12 населённых пунктах Египта.

Наиболее известны три места, где найдены обезьяньи остатки. 180 таких мумий происходит из «Некрополя священных павианов» в Саккаре, 247 - из Туна-эль-Гебель и 36 из Габбанат-эль-Куруда.  Известно еще несколько мумий обезьян, найденных в Долине царей. В конце 19 – начале 20 веков некоторые хорошо сохранившиеся мумии попали в экспозиции нескольких музеев, но многим другим находкам не так повезло: из них, например, делали скелеты для зоологических коллекций. Патологическим особенностям обезьяньих мумий уделялось немного внимания.

И вот вышло исследование, авторы которого изучают мумии из Габбанат-эль-Куруда с акцентом именно на заболевания и травмы. В каких условиях содержали животных? Откуда привозили? Получалось ли их разводить?

Полученные сведения сравнивали с тем, что известно об останках обезьян из других египетских некрополей, в том числе из гораздо более древнего, додинастического кладбища в Иераконполисе.

Раз уже речь зашла о древности, надо что-то сказать о возрасте исследуемых мумий, но сначала – об обстоятельствах их находок.

Габбанат-эль-Куруд расположен на западном берегу Нила, примерно в 6 км от древних Фив. Первые мумии нашли здесь в 30-е годы 19 века, А в начале 20 века это место раскопали французы. Обезьяньи останки находились в деревянных гробах, в кувшинах, иногда в кирпичных или терракотовых саркофагах. Сообщают, что одна мумия молодого павиана сохранилась почти целиком, с кожей и волосами; другая представляла собой почти полный скелет в длинном сосуде с узким горлом.

Остальное - в основном черепа и разрозненные кости. Находки вывезли во Францию, в Лион, где реконструировали несколько полных обезьяньих скелетов, причем некоторые собрали из костей нескольких особей. Для сборки использовалась проволока, от которой на концах костей остались отверстия. Сейчас находки хранятся в музее в Лионе. Помимо нескольких скелетов, коллекция включает 23 черепа, 24 нижних челюсти и более 200 отдельных костей.

Теперь о древности находок. Павианов из Габбанат-эль-Куруд относили к греко-римскому периоду, на основании археологических артефактов, найденных рядом с мумиями. Однако радиоуглеродный анализ ткани, в которую заворачивали мумию, дал более древний возраст: от 800 до 550 лет до нашей эры. Чтобы уточнить датировки, исследователи радиоуглеродным методом датировали кости 13 индивидов и пришли к сходному выводу: от 800 до 520 лет до нашей эры. 

Таким образом, мумии относятся к концу Третьего переходного периода или началу Позднего периода, это с 23 по 26 династии. Вероятно, вещи, по которым оценивали возраст, появились в некрополе позднее.

Исследователи определили, что кости принадлежали минимум 36 особям. 8 черепов определили как павианы анубисы, 6 – как гамадрилы. Присутствуют как взрослые, так и подростки; самцов чуть больше, чем самок.

А что у этих обезьян со здоровьем? (если можно говорить о здоровье животных, умерших 2500 лет назад…) Интересно, что среди мумий оказалось 4 скелета практически здоровых животных, без серьезных аномалий и травм. Например, у одной самки гамадрила удалось найти только кариес и гипоплазию зубной эмали, в остальном эта обезьяна была здоровой (пока не умерла в возрасте 8 лет).

Увы, жизнь большинства обезьян была, судя по всему, совсем не райской. Прежде всего, многочисленны признаки рахита и других метаболических нарушений, обнаруженные у 56% животных. Особенно сильно страдали от этого несколько индивидов. У одного самца павиана искривление костей привело к нарушению функции плечевого сустава; деформированы и задние конечности. Бедной обезьяне было трудно передвигаться.

Еще у одного самца рахит и остеомаляция привели не только к искривлению костей, но и к разрушению головки плечевой кости. Похожая картина наблюдается и у самки павиана. А у частичного скелета, пол которого определить не удалось, вывих головок плечевых костей привел к псевдоартрозу – формированию новых ложных суставов как слева, так и справа. Признаки рахита наблюдаются и на множестве изолированных костей.

Кроме того, нарушения обмена веществ отразились на черепах: поверхность костей нередко имеет морщинистый вид, челюсти деформированы, в некоторых случаях кости утолщены, морды искривлены или укорочены, у нескольких обезьян недоразвиты зубы.

И совсем другая картина, когда исследователи анализируют признаки травм. Таковых почти нет – лишь у одной самки гамадрила есть след от сильного удара на левой теменной кости. Обезьян не били, не калечили.

Давайте подумаем, как объяснить полученный расклад. Рахит, остеомаляция – нарушения, связанные с дефицитом кальция и витамина D. Причиной может быть как несбалансированное питание, так и недостаток солнечного света.

Поскольку павианы хорошо лазают и могут быть агрессивны, вероятно, содержать их приходилось в помещениях с высокими стенами и крышей. Это в сочетании с нехваткой питательных веществ, и могло привести к наблюдаемым патологиям скелета.

Однако анализ содержания изотопов углерода и азота показал, что рацион павианов из Габбанат-эль-Куруде был сопоставим с пищей древних египтян – то есть питались обезьяны вполне прилично. Об этом свидетельствует и микробиом полости рта, сохранившийся в зубном камне павианов. Таким образом, основной причиной была хроническая нехватка ультрафиолета.

Аналогичная картина наблюдается у павианов из двух других мест. В Туна-эль-Гебель у животных более раннего периода 15% страдали нарушениями обмена веществ; позднее эта цифра возрастает и достигает 46% у обезьян позднептолемеевского периода. В некрополе Саккары 86% черепов животных имеют признаки метаболических отклонений.  И у этих обезьян тоже редко встречаются травмы: в Туна-эль-Гебель только у 5 обезьян из 227; лишь 4 травмы у 180 животных из Саккары.

К сожалению, о помещениях, в которых содержали животных, известно очень мало. Нет текстовых и почти нет археологических свидетельств. Только в Туна-эль-Гебель, в некоем здании, соединявшимся с храмом Осириса, обнаружена небольшая комната 2 на 3 м, описанная как «клетка для животных». Это строение из известняковых плит, примерно датируемое римским периодом, имело небольшое запирающееся окно, через которое можно было наблюдать за животными и кормить их. Возможно, в такой вольере содержали либо ибисов, либо небольшого павиана.

Содержание обезьян явно было непростым делом, ведь эти животные бывают очень агрессивны. Авторы вспоминают, что у трех мумий павианов из Долины царей были удалены клыки – так себе мера с точки зрения современного любителя животных. Но очевидно, что если обезьяна с рождения или с юного возраста содержалась в неволе, с нею было проще справляться.

И вот тут обнаруживается резкий контраст с гораздо более древним, додинастическим некрополем обезьян в Иераконполисе. У этих животных нет никаких признаков рахита, зато огромное число заживших переломов. Большинство травм касается конечностей, в том числе у одного индивида исследователи насчитали 45 заросших переломов костей рук и ног. Замечено, что кисти рук обезьяны травмировали заметно чаще, чем стопы задних конечностей.

В более поздних погребениях этого памятника таких переломов встречается гораздо меньше.  Возможно, люди научились обращаться с обезьянами более ловко и гуманно?

Павианов из Габбанат-эль-Куруда вообще никто не обижал, вероятно, они были предоставлены себе в специальных вольерах. Исследователи полагают, что эти обезьяны родились в неволе и их нарушения развития связаны с детством, проведенным при недостатке солнечного света. Аргументами, подтверждающими эту гипотезу, является примерно равное число самцов и самок, а также наличие детенышей и молодняка.

Те четыре особи, у которых не обнаружено патологий, напротив, скорее всего пойманы в дикой природе. У полностью здоровой самки гамадрила удалось прочесть митохондриальный геном – он похож на ДНК гамадрилов из Эритреи, Эфиопии и восточного Судана. Напомню, что у этого животного обнаружены линии гипоплазии зубной эмали – маркер перенесенного стресса. Именно такие чёткие линии есть и у современных обезьян, родившихся в дикой природе, а затем попавших в неволю. Учитывая расположение линии на зубах, исследователи рассчитали, что на момент поимки животному было около 2 лет.

Последний вопрос, затронутый в исследовании – откуда происходят обезьяны? Павианов анубисов с высокой вероятностью поставляли с Юга, с территории нынешнего Судана. Везли их по Нилу, видимо, начиная с додинастических времен. Гамадрилы появляются явно позже: самые ранние находки датируются Новым царством.  Вероятно, их могли транспортировать через Красное море из таинственной земли Пунт – в древних текстах это место упоминается, как регион, откуда доставляли обезьян. Полагают, что это где-то на территории Африканского рога.

Исследователи надеются узнать больше подробностей о питании павианов из Габбанат-эль-Куруда, изучив особенности их зубов, а также получить их ядерную ДНК и выяснить: скрещивались ли содержавшиеся в неволе анубисы и гамадрилы между собой?

Источник: https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0294934

 

 



Интересно

Директор Палеонтологического музея Юрий Александрович Орлов (ныне академик) приходил на работу первым, расчищал снег у входа и проверял, хорошо ли убрано в залах. Если находил пыль на витринах, то писал на них нецензурные слова, а когда приходила уборщица, выговари­вал ей: «Лидия Никитична, почему Вы не вытираете пыль? Вот опять школьники всё исписали!» Потом к Орлову подключился в этой затее из­вестный палеонтолог и художник Константин Константинович Флёров. Уборщицы стали протирать витрины каждый день.

Учёные шутят / Авторы-сост.: Федин С.Н., Горобец Б.С., Золотов Ю.А., М., «Лки», 2010 г., с. 194.

Catalog gominid Antropogenez.RU