English Deutsch
Новости
Мир антропологии

О подражании и других способностях шимпанзе

В неволе некоторые шимпанзе обнару­живают такие способности к подражанию, которые удовлетворяют даже строгим кри­териям Торпа. Классическим примером мо­жет служить поведение Вики, которая поджимала губы, что не входит во врожденный поведенческий репертуар шимпанзе, чтобы намазать их губной помадой. А в рамки более широкого определе­ния подражания, предложенного Кёлером, вписываются такие сложные формы пове­дения у выросших в человеческой семье шимпанзе, как шитье, откупоривание буты­лок, разливание напитков и рытье земли лопатой, т. е. многие из обычных действий, которые человек производит у себя дома.

В следующем поразительном примере главное действующее лицо - снова Вики. Однажды она внимательно наблюдала, как ее «мать», чтобы разгладить фотографии, закладывала их между страниц телефонной  книги. В течение нескольких последующих дней все имевшиеся в доме листки бума­ги - нераспечатанные письма, лекарствен­ные рецепты и даже салфетки - усердно разглаживались Вики (Hayes, 1951). Другой известный эпизод произошел, когда забо­лел Морис Темерлин. После того как его сильно стошнило, он в сопровождении оза­боченной Люси добрался до постели. Через некоторое время Люси вернулась в ванную комнату, приняла вертикальное положение, склонилась над унитазом (как это сделал ее хозяин), широко раскрыла рот и сделала несколько кряхтящих звуков, словно ими­тируя рвоту (Temerlin, 1975). Еще один интересный случай подражания произошел в Иоганнесбургском муниципальном зоо­парке. Два самца шимпанзе жили в сосед­них вольерах, но не могли видеть друг друга. Одного из них сторож научил курить, что, разумеется, вызвало восторг у посетителей, зоопарка, снабжавших его сигаретами. Второй самец, которого специально курить не учили, в скором времени тоже освоил это занятие; поощряемый посетителями, он научился курить, глядя, как это делают они (Brink, 1957). Самый ода­ренный из группы шимпанзе Мензела, са­мец по кличке Бандит, проводил долгие часы, внимательно наблюдая из своей вольеры, чем занимаются люди снаружи. Именно он часто выступал в роли заводи­лы «побегов» обезьян из вольеры; когда же все остальные шимпанзе убегали в лес, Бандит получал в свое единоличное распо­ряжение оставленные людьми инструменты (лопату, поливочный шланг и т. п.) и в выпавшие ему недолгие минуты свободы изображал человеческую деятельность (Р. Midgett, личное сообщение).

Джейн Гудолл. Шимпанзе в природе: поведение. М., «Мир», 1992 г., с. 32-33.

 

Если бы Гарднеры не начали проводить свои исследования по обучению обезьян языку, мы, вероятно, и сегодня мало что знали бы о способностях шимпанзе к фор­мированию понятий. Как бы то ни было, сейчас мы располагаем в этом отношении богатой и все увеличивающейся информа­цией. Как отмечают Гарднеры, ошибки, которые совершала Уошо, давали даже больше интересного материала, чем ее пра­вильные ответы. Так, например, когда Уошо спрашивали, указывая на гребень, как называется этот предмет, она жестом впол­не могла изобразить щетку, но вряд ли когда-нибудь изобразила бы тарелку. Жест, означающий тарелку, однако, вполне мог ошибочно использоваться Уошо для обо­значения вазы или даже чашки. Иными словами, Уошо могла четко классифициро­вать предметы по категориям. Четверо мо­лодых шимпанзе, с которыми Гарднеры работали в своем втором исследовании, однозначно относили множество различ­ных пород собак к категории собака, раз­личные виды цветов-к категории цветок, многих насекомых - к категории жук и т.д. Любопытно, что автомобили (на фо­тографиях или игрушечные) шимпанзе ча­ще относили к одушевленным, чем к не­одушевленным предметам (Gardner, Gardner, 1983).

Уошо и другие шимпанзе, обучавшиеся языку, были способны обобщать употреб­ление жестов, перенося их из контекста, в котором они были выучены, в новые, но вполне подходящие ситуации. Уошо, выу­чившая жест открывать в применении к дверям, стала использовать его и в тех случаях, когда хотела бы открыть тот или иной сосуд, холодильник или даже водопроводный кран.

Джейн Гудолл. Шимпанзе в природе: поведение. М., «Мир», 1992 г., с. 38.

 

Во время длительного, богатого бур­ными сценами обучения навыку пользоваться ночным горшком Вики в качестве награды за примерное поведение получала сласти. Покойный Леонард Кармайкл рас­сказал мне случай, свидетелем которого он был во время посещения Хейсов. По пути к горшку Вики немного задержалась, вспрыг­нула на буфет и взяла из стоявшей там банки конфету - награду за свое поведение. Возможно, именно из-за этой задержки со­бытия повернулись не совсем так, как, ве­роятно, ожидала Вики. К изумлению гостя, Вики, обескураженная неудачей, с мокрым задом снова вскарабкалась на буфет и по­ложила конфету обратно в банку. Кроме них с Вики, в комнате никого не было.

Джейн Гудолл. Шимпанзе в природе: поведение. М., «Мир», 1992 г., c. 41.


28 января - АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ в Санкт-Петербурге

Интересно

Следует, однако, сделать одно уточнение, без которого непонятна ошибочность распространенного написания «орангутанг». Слово «орангутан» малайского происхождения, составлено из двух слов, означающих, как мы помним, «человек лесной». Добавление буквы «г» в конце резко искажает смысл, означая уже «человек должник». Никому этот замечательный антропоид ничего не должен – «невинное» добавление буквы «г» является грубой ошибкой.

Э.П.Фридман Э.П. Приматы. – М.: Наука, 1979 г.,  с. 188.

Catalog gominid Antropogenez.RU