В неволе некоторые шимпанзе обнаруживают такие способности к подражанию, которые удовлетворяют даже строгим критериям Торпа. Классическим примером может служить поведение Вики, которая поджимала губы, что не входит во врожденный поведенческий репертуар шимпанзе, чтобы намазать их губной помадой. А в рамки более широкого определения подражания, предложенного Кёлером, вписываются такие сложные формы поведения у выросших в человеческой семье шимпанзе, как шитье, откупоривание бутылок, разливание напитков и рытье земли лопатой, т. е. многие из обычных действий, которые человек производит у себя дома.
Цивилизация говорящих обезьян?
Одна из сделанных Футсом видеозаписей показывала,
"как члены "семьи Уошо" общаются между собой, распределяя одеяла перед сном, играя, завтракая или готовясь ко сну. Сестры Мойя и Тату проводили много времени, лежа на полу с журналом, который они держали ногами, потому что руки нужны были для жестикуляции - для разговоров и комментариев к картинкам. Тату особенно любила находить фотографии мужских лиц, объясняя, что "ЭТО ДРУГ ТАТУ", и разнообразно варьируя эту романтическую тему. Временами все пять шимпанзе с помощью жестов обсуждали друг с другом цветные картинки, фасоны одежды и фото в журналах" (с. 281).
По-видимому, не будет преувеличением признать, что на Земле возникла новая гуманоидная "цивилизация" - Говорящие обезьяны.
А.Д. Кошелев. Они говорят или обезьянничают? Предисловие к книге: З.А. Зорина, А.А. Смирнова. О чем рассказали "говорящие" обезьяны. "Языки славянских культур", Москва, 2006, с. 28.