English Deutsch
Новости
Мир антропологии

Томас Гексли и восстание чернокожих на Ямайке

В 1865 году губернатор Эр зверски подавил негритян­ский мятеж на Ямайке. Он ввел военное положение, предоставил войскам полную свободу в расправе с мир­ным населением и повесил негритянского священника-бап­тиста по фамилии Гордон. Рабство в Британской империи давно отменили, однако эти события были настолько ти­пичны, что по многим причинам овладели умами англи­чан. Люди свободомыслящие, вольнолюбивые и гуманные усмотрели в них угрозу справедливости и закону, а кон­серваторы, приверженцы англиканской церкви и культа героев, — угрозу британскому могуществу и престижу. Милль возглавил комитет наидостойнейших в одной пар­тии; Карлейль — комитет наидостойнейших в другой. С истинно ямайской свирепостью наидостойнейшие англи­чане вцепились друг другу в глотку. Кроткий и мягко­сердечный Милль потребовал, чтобы Эра привлекли к суду за убийство. Голдвин Смит обозвал Рёскина  «сен­тиментальным евнухом». Карлейль уничтожал бедного Милля снисходительной жалостью, а отец Герберта Спен­сера, хватив лошадиную дозу опийной настойки, в по­следние мгновения перед смертью лихорадочно бредил о случившемся. Для Британской империи эта история ста­ла тем же, чем дело Дрейфуса для Франции.

Из ученых Тиндаль последовал за своим героем Карлейлем; Дарвин, Ляйелл и Гексли поддержали Милля. Дарвин внес в Ямайский комитет десять фунтов, пробор­мотал своим равнодушным друзьям какие-то слова в оп­равдание собственного фанатизма, а в печати хранил ве­личавое молчание.

Стоило Гексли войти в состав Ямайского комитета, как его немедленно втянули в полемику.

Газета «Пэл-Мэл» за­метила, что человеку, который ратует в науке за одухот­воренность гориллы, ничего другого не остается, как за­щищать в политике достоинства негров… 

Уильям Ирвин. Дарвин и Гексли. М., «Молодая Гвардия»,1973 г., с. 289.


Интересно

«Разочарование в разуме - это, собственно, страх перед разумом, кото­рый рано или поздно столкнёт нас с действительностью. Разум нас под­водит, потому что заставляет испробовать боль разочарования, пред­вещая наши неудачи или честно и неумолимо их констатируя. Вот по­чему мы стремимся уклониться от него, как от чего-то неприятного, и пытаемся действовать, как говорится, за его спиной. Мы ведём себя по­добно должнику, уклоняющемуся от своих обязательств и надеющемуся, что всё сойдёт ему с рук, пока его не заставят раскрыть счёта. Отказ от разума есть не что иное, как бегство и уклонение от реально­сти. Это характерная черта упадочных эпох, когда люди утрачивают отвагу жить».

Карел Чапек, Разочаровал ли нас разум? / Письма из будущего. Неизвестный Чапек, СПб, «Глобус», 2005 г., с. 464. Цитата предоставлена Викентьевым И.Л.

Catalog gominid Antropogenez.RU