В середине VI века до н.э., в своём сочинении «О природе» древнегреческий философ Анаксимандр «не только предвосхитил гипотезу Канта о преобразовании водных животных в болотных, а этих - в сухопутных, но и высказал мысль о возникновении человека из рыбообразного существа. Согласно преданию, этот ученик и преемник родоначальника античной философии Фалеса сделал из своего учения практический вывод: не употреблять в пищу рыб, ибо рыба - наш прародитель.
Эмпедокл из Агригента (ок. 490 до н. э. — ок. 430 до н. э.)
Источник: http://www.phil-fak.uni-duesseldorf.de/philo/
galerie/antike/empedok.html
Из […] литературы известны лишь очень немногие фрагменты сочинения Анаксимандра, но даже они дают некоторое основание полагать, что изложение ионийским философом поступательного характера пути от животного к человеку превосходит всё, что было написано до Ламарка, подобно тому как «Песнь о моем Сиде» превосходит всё, что было создано в литературе средневековой Европы до появления Данте».
Абакумов В.А., Пространство - время - жизни, М., «Урсс», 2009 г., с. 201-202.
А вот изложение эволюции по Эмпедоклу (~450 до н.э.):
«Сперва из земли в разных местах возникли отдельные части животных: двигались головы без шей, руки без плеч, глаза без лбов. За первой стадией одночленных органов последовал период случайного сочетания этих органов. Последние соединяются между собой как попало и образуют всевозможные сочетания. Таким образом, возникают быки с человеческими лицами и люди с бычачьими головами, существа двухголовые и двугрудые и всякие другие чудовища. За периодом чудовищ последовала эпоха «цельноприродных форм», в которых нет различия полов. Из периода чудовищ сохранились лишь те сочетания, которые оказались устойчивыми и жизнеспособными. Наконец, в четвертом периоде совершилась дифференциация полов, и уже новые животные стали возникать не из элементов, но рождаться от других путем полового совокупления тех.
Таким образом, эволюция животного мира состоит из четырех периодов: 1) период одночленных органов, 2) период чудовищ, 3) период цельноприродных существ и 4) период половой дифференциации.
К четвертому периоду, по-видимому, следует также приурочить разделение животных на виды по месту их жизни (в воде, на суше и в воздухе). На половое влечение Эмпедокл смотрит, как на одно из частных проявлений космической силы Любви. […]
У Эмпедокла находят идею переживания наиболее приспособленных организмов. Предоставляя образование различных видов организмов слепому случаю, Эмпедокл объясняет целесообразное устройство современных организмов выживанием наиболее приспособленных. Таким образом, у Эмпедокла мы находим предвосхищение учения Дарвина об естественном отборе; но между тем как Ламарко-Дарвиновская теория считает основой развития увеличивающуюся дифференциацию более простых форм, учение Эмпедокла видит эту основу в соединении разнородных форм».
Маковельский А.О., Досократики: доэлеатовский и элеатовский периоды, Минск, «Харвест», 1999 г., с.592-593.
Материалы предоставлены Викентьевым И.Л.