English Deutsch
Новости
Мир антропологии

Когда я вырасту, я найду Трою. О детстве Шлимана

Мальчик стоял  и ждал -  нога  не показывалась. Тогда он попросил  отца раскопать могилу, чтобы узнать, куда она в этом году запропастилась.

Недалеко  от  этого  места  был  холм.  Под  ним была закопана  золотая колыбель; так, во всяком  случае, утверждали пономарь и няня. Как-то мальчик сказал своему отцу, промотавшему  все  свое состояние пастору:  «У тебя  нет денег? Почему бы нам не выкопать колыбель?»

Отец рассказывал сыну сказки и легенды. Старый гуманист, он рассказывал о  борьбе  героев  Гомера,  о  Парисе  и  Елене,  об  Ахилле  и  Гекторе,  о могущественной  Трое, сожженной и  разрушенной. В 1829 году  на Рождество он подарил сыну иллюстрированную «Всемирную историю для детей» Еррера. Там была картинка: Эней, держа сына за руку и посадив старика отца на спину, покидает охваченный пламенем город. Мальчик смотрел на изображение, на крепкие стены, на огромные  Скайские  ворота.  «Так выглядела  Троя?»  -  спросил  он. Отец утвердительно кивнул. «И все это разрушено, совершенно разрушено, и никто не знает, где стоял этот город?» - «Разумеется», - ответил отец.

«Я не верю этому, -  сказал маленький Генрих Шлиман.  - Когда я вырасту большой, я найду Трою и сокровища царя».

Отец рассмеялся.

Это  не  выдумка,  это  даже   не  окрашенные  в  сентиментальные  тона воспоминания детства, которым нередко  предаются в старости люди, добившиеся успеха  в жизни. Задача,  которую  поставил  перед собой семилетний мальчик, была  проведена в жизнь.  А в шестьдесят  один  год  уже  всемирно известный исследователь, очутившись случайно на родине, раскопал могилу злого Хеннига».

Из книги: К.В. Керам. «Боги. Гробницы. Ученые» 


Интересно

«Разочарование в разуме - это, собственно, страх перед разумом, кото­рый рано или поздно столкнёт нас с действительностью. Разум нас под­водит, потому что заставляет испробовать боль разочарования, пред­вещая наши неудачи или честно и неумолимо их констатируя. Вот по­чему мы стремимся уклониться от него, как от чего-то неприятного, и пытаемся действовать, как говорится, за его спиной. Мы ведём себя по­добно должнику, уклоняющемуся от своих обязательств и надеющемуся, что всё сойдёт ему с рук, пока его не заставят раскрыть счёта. Отказ от разума есть не что иное, как бегство и уклонение от реально­сти. Это характерная черта упадочных эпох, когда люди утрачивают отвагу жить».

Карел Чапек, Разочаровал ли нас разум? / Письма из будущего. Неизвестный Чапек, СПб, «Глобус», 2005 г., с. 464. Цитата предоставлена Викентьевым И.Л.

Catalog gominid Antropogenez.RU