Мир антропологии

История антропологии

06.05.2017
«Примитивный человек со всеми зубами»: история челюсти из Мауэра
Рубеж XIX и XX веков. Учёные всего мира уже несколько десятилетий спорят о книге Чарльза Дарвина «Происхождение видов». Энтузиасты с рвением ищут переходные формы между родами, семействами и даже классами живых существ, и, конечно, пытаются узнать, кто же расположился на эволюционном древе между человеком и обезьяной. О том, какой вклад внёс в этот процесс немецкий учёный Отто Шётензак, и как мир узнал о гейдельбергском человеке — в материале АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ.
22.11.2016
«О своих заслугах он выражался скромно, никогда не рисовался»: о непростой судьбе Альфреда Брема
Во всём мире его знают по знаменитой книге «Жизнь животных», о которой в СССР писали: «Труд и теперь стоит на высоте современной науки, оставаясь интересным и глубоко поучительным для всякого читателя». О судьбе автора легендарной серии произведений по зоологии, неудачах, подстерегавших его на жизненном пути, уютном семейном очаге и многочисленных путешествиях вспоминает АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ.
12.11.2016
Как Дюбуа нашел и отстоял питекантропа
В конце XIX века голландский врач Эжен Дюбуа обнаружил первого претендента на звание предка человека — яванского питекантропа. Как совершалось открытие, помогло ли оно решить проблему «недостающего звена», добился ли Дюбуа признания и как учёный чуть не забыл чемоданчик с заветными останками в ресторане, рассказывает АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ.
05.11.2016
«Синантропы — примитивные люди… Но они люди»: как учёные нашли «пекинского человека»
Эжен Дюбуа подарил миру питекантропа, Иоганн Фульрот — неандертальца. А многие ли знают, кто стал первооткрывателем синантропа — «пекинского человека»? АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ рассказывает, как у учёных появилась идея найти «недостающее звено» в Китае, кто из палеоантропологов носил в медальоне ископаемый коренной зуб и как война может уничтожить важнейшие находки.
29.10.2016
Земля Санникова: плод воображения или затонувший остров?
В 1886 году известный арктический исследователь, барон Эдуард Васильевич Толль, находясь на острове Новосибирского архипелага, увидел остров, который ранее назвали таинственной Землёй Санникова. В погоне за этим призраком Толль снарядил Русскую полярную экспедицию, во время которой и пропал, так и не обнаружив желаемую землю. Полную историю легендарного острова-призрака вспоминает Антропогенез.Ру.
27.10.2016
Кто открыл неандертальцев
Рассказываем о находке, изменившей судьбу мировой палеоантропологии. В 1856 году в малоизвестном немецком местечке Неандерталь были обнаружены кости, впервые послужившие для описания ископаемого вида человека. Непростая история признания неандертальцев научным сообществом - в нашем материале.
25.10.2016
Как Раймонд Дарт нашёл недостающее звено эволюции человека, но никто в это не поверил
Тридцатилетний профессор анатомии Раймонд Дарт, прибывший со своей супругой в ЮАР в 1924 году (тогда эта страна ещё была известна как Южно-Африканский Союз), без особого воодушевления заступил на свою первую преподавательскую должность. Дарт несколько лет проработал в Университетском колледже Лондона под началом знаменитого антрополога Графтона Эллиота Смита в окружении других светил науки. Учёный явно был расстроен тем, что ему пришлось оставить британскую столицу ради только что открытого Витватерсрандского университета в Йоханнесбурге, где не было ни научного сообщества, ни современного оборудования и книг. Однообразные пейзажи южно-африканской столицы и её окрестностей, которые супруги наблюдали по дороге к новому дому, тоже не способствовали бодрости духа.
15.08.2016
День археолога - в честь лошади или в честь женщины?
Сегодня, 15 августа, в России отмечается день археолога. Профессиональный праздник не является официальным, а с его появлением связано несколько легенд. О чем эти легенды - читайте в материале портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ.
21.10.2015Ольга Романовна Арнольд
Н.Н. Миклухо-Маклай: Трудно быть богом. Часть 2
Жизнь в отрыве от цивилизации Маклаю очень нравилась, несмотря на все тяготы и болезни (лихорадка его не отпускала, к ней присоединились невралгии, язвы на ногах и прочие неприятности). Он писал: «Думать и стараться понять окружающее — отныне моя цель. Море с коралловыми рифами с одной стороны, лес с тропической растительностью с другой — оба полны жизни и разнообразия. Я был доволен, что добрался до цели».
19.10.2015Ольга Романовна Арнольд
Миклухо-Маклай: Трудно быть богом
Имя Николая Николаевича Миклухо-Маклая (1846-1888) знакомо в нашей стране каждому школьнику. Но что конкретно о нем знают? В основном то, что он изучал папуасов в Новой Гвинее, жил среди дикарей-людоедов, стал их лучшим другом и получил прозвище «Человек с луны». Увы, почти все, что мы учили о нем в школе — это мифы. Частично легенда о  Маклае как о прогрессивном ученом, боровшимся с царизмом и защищавшим бедных папуасов от колонизаторов, сложилась в результате его фактической «канонизации» советской пропагандой, автором же многих других мифов был он сам.

Чарльз Дарвин ужасается: "Как видно, где бы ни ступила нога европейца, смерть преследует туземца. Куда мы ни бросим взор, — на обширные ли просторы обеих Америк, на Полинезию, на Мыс Доброй Надежды или на Австралию — повсюду мы наблюдаем один и тот же результат".