Новости антропологии
12.07.2016
Автор: Анна Варенцова

Обнаружены древние каменные орудия труда капуцинов

Группа британских и бразильских археологов обнаружила на северо-востоке Бразилии камни со следами от ударов, которые южноамериканские капуцины использовали для раскалывания орехов кешью. При этом «возраст» орудий труда – 600-700 лет.

Капуцин за орудийной деятельностью

Об этом сообщается на портале Current Biology.

В ходе исследования ученые произвели раскопки под деревьями кешью, где капуцины и по сей день обычно бросают свои орудия труда.  Специалисты обнаружили около семидесяти каменных изделий, аналогичных по весу и отметинах на них тем, которые сегодня используют обезьяны.  Радиоуглеродное датирование показало, что наиболее глубоко залегающие орудия использовались капуцинами еще в середине XIII века.
Капуцины являются единственными обезьянами в Южной Америке, постоянно использующими камни в качестве орудий. Эту привычку, утверждают ученые, они выработали отдельно от других находчивых приматов, таких как люди и шимпанзе. Каменные орудия труда капуцинов  довольно тяжелые, покрыты характерными следами от повреждений, и скапливаются у деревьев кешью.

Ученые заявляют, что это самые старые орудия труда низших обезьян из всех, найденных на данный момент. Ранее исследователи находили орудия труда длиннохвостых макак в Таиланде, закопанных от 10 до 50 лет назад. Еще недавно шимпанзе считались единственными, кто, помимо человека, использовал каменные орудия труда. Поиски древних орудий продолжаются – вероятно, бразильские находки еще не самые древние, и археологи рассчитывают найти более  ранние артефакты.

Источник: www.cell.com/current-biology/pdf/S0960-9822(16)30541-3.pdf

В конце XVI в. знаменитый учёный Альдрованди впервые счёл нуж­ным поместить в текст естественной истории изображения скелетов зверей. Мысль о возможности увидеть живое существо «изнутри», о не­обходимости детально знать его анатомическое строение завладела воображением исследователей XVII столетия, особенно, после публи­кации труда Гарвея о системе кровообращения.

Зверева В.В., «Естественная история» Бюффона, в Сб.: Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории / Под ред. Л.П. Репиной и В.И. Уколовой, Выпуск 3, М., «Эдиториал УРСС», 2000 г., с. 113. Предоставлено Викентьевым И.Л.