Новости антропологии
20.11.2016

Четырехъярусные могилы для средневековых монахов

На территории аббатства Фаунтинс — самого большого цистерцианского аббатства средневековой Англии, археологи обнаружили более 500 необычных могил монахов и послушников. Цистерцианцы — католический монашеский орден, который появился в XI веке. Для цистерцианцев характерны затворнический образ жизни, аскетические практики и любовь к созерцанию.

Аббатство Фаунтинс. Источник: https://www.theguardian.com/

Аббатство Фаунтинс. Изображение, полученное с помощью георадара. Источник: https://www.theguardian.com/

Аббатство Фаунтинс было основано в начале XII века. Его «Отцом-основателем» считается средневековый английский церковный деятель Турстан. История аббатства закончилась в 1539 году, когда король Генрих VIII начал процесс ликвидации монастырей и подписал акт, согласно которому закрывались все аббатства с ежегодным доходом менее 200 фунтов стерлингов. Здание Фаунтинс было разрушено, а земли монастыря перешли в собственность короля.

В ходе исследования археологи использовали георадар. С его помощью учёные определили, где находилось монастырское кладбище и каким образом располагались могилы монахов и послушников. В частности, авторы исследования выяснили, что могилы аббатства Фаунтис напоминали «двухъярусные кровати». В каждом погребении лежало от двух до четырех тел, разделённых каменными перегородками. Все захоронения находились на приличном расстоянии друг от друга. По мнению учёных, это подтверждает то, что монахи средневековой Англии верили: в Судный день все люди восстанут из могил, причем в своем физическом теле. Однако если после смерти человека случайно или нарочно повредить его останки — одновременно с этим повредится и его душа. «Именно поэтому монахи очень бережно относились к покойникам и отделяли тела друг от друга каменными стенками», — резюмируют археологи. И отмечают, что такой подход необычен для средневековых христиан, которые больше заботились о благополучии души, чем о бренных останках.

По их словам, всего на кладбище аббатства Фаунтинс похоронены более 2 тыс. человек. Археологи добавляют, что исследования с помощью георадара не всегда приносят хорошие результаты. «Однако в этом случае именно георадар помог нам пролить свет на интересные и неожиданные детали быта монахов, которые жили более 800 лет назад», — комментируют учёные.

Аббатство Фаунтинс входит в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

"Мало привлекательны для непосвященныхъ первые слѣды человѣка на землѣ – эти полуистлѣвшiя кости, болѣе или менѣе жалкiя каменныя, роговыя, деревянныя или металлическiя орудiя и оружiя, разбитые черепки посуды и т. д. Но эти ничтожные остатки получаютъ дивную жизнь при магическомъ прикосновенiи науки. Они слагаются, они сцѣпляются въ странныя картины и мы узнаемъ въ нихъ зачатки человѣческаго рода и его культуры".

Э.Ю. Петри, АНТРОПОЛОГIЯ, Томъ I, Основы Антропологiи. С.-Петербургъ, 1890, с.30.