Новости антропологии
28.04.2017

Российские антропологи изучили взаимосвязь строения лица и климата у разных народов

Сотрудники Научно-исследовательского института и музея антропологии имени Д.Н. Анучина, а также кафедры антропологии биологического факультета МГУ проанализировали взаимосвязь особенностей лицевого скелета с климатическими факторами в популяциях Северной и Северо-Восточной Европы, Сибири и Северо-Восточной Азии. Результаты своей работы ученые опубликовали в журнале Journal of Human Evolution.

Мужчина из Сунгиря (верхний палеолит, Владимирская обл.). Реконструкция Романа Евсеева

«В обоих исследованных регионах — Северной Азии и Северной Европе — была выявлена значительная и достоверная связь строения лицевого скелета изученных групп с комплексом климатических факторов. Как в Европе, так и в Азии, популяции из более холодных регионов характеризовались увеличением длины и ширины верхней челюсти, сужением и удлинением носовой полости, некоторым увеличением ширины носа. Однако жители Северо-Восточной Европы также отличались от своих южных соседей ослабленным выступанием носа и лица в целом, заметным уменьшением высоты грушевидного отверстия, глазниц и носовых костей», — рассказал Андрей Евтеев, автор статьи, старший научный сотрудник лаборатории антропогенеза Научно-исследовательский института и Музея антропологии имени Д.Н. Анучина МГУ.

Анализ строения лица у верхнепалеолитических Homo sapiens Европы показал, что его строение более сходно с современными северными, нежели западными или южными, европейцами. Возможно, особенности черепа европейских кроманьонцев  сформировались под влиянием суровых климатических условий приледниковой зоны.

«Наша работа впервые подробно рассматривает проявления климатической адаптации в строении черепа населения Северо-Восточной Европы (своего рода "белого пятна" на карте этого направления исследований) и сопоставляет их с подобными проявлениями в группах Сибири и Дальнего Востока. Адаптация верхних дыхательных путей человека к холодному климату изучается более столетия и до сих пор неизменно вызывает интерес ученых. Данные, полученные в исследованиях этого направления, активно используются в работах по эволюции человека, изменчивости современного населения и многих других областях, подчас неожиданных. На практике результаты могут быть интересны оториноларингологам, так как морфологическая изменчивость верхних дыхательных путей может иметь прямую связь с эпидемиологией их заболеваний и особенностями лечения», — заключил ученый.

Исследование проходило в сотрудничестве с учеными из Института общей генетики имени Н.И. Вавилова РАН.

• Andrej A. Evteeva, Alla A. Movsesianb, Alexandra N. Groshevac. The association between mid-facial morphology and climate in northeast Europe differs from that in north Asia: Implications for understanding the morphology of Late Pleistocene Homo sapiens // Journal of Human Evolution, Volume 107, June 2017, Pages 36–48 https://doi.org/10.1016/j.jhevol.2017.02.008

«Приведем отрывок из статьи с гордым названием «Человек», вышедшей в № 4 за 1929 г., где была использована следующая вырезка из «Журналь де деба» (13 августа 1929), представляющего результаты химического анализа организма человека: «Жира в чело­веческом теле хватит на то, чтобы сделать из него 7 кусков мыла. В его организме железа столько, что хватит на гвоздь среднего размера, а сахара - чтобы подсластить одну чаш­ку кофе. Из его фосфора можно сделать 2 200 спичек... Все это сырье можно оценить в 25 франков»».

Предоставлено Викентьевым И.Л.