Новости антропологии
28.04.2017

Российские антропологи изучили взаимосвязь строения лица и климата у разных народов

Сотрудники Научно-исследовательского института и музея антропологии имени Д.Н. Анучина, а также кафедры антропологии биологического факультета МГУ проанализировали взаимосвязь особенностей лицевого скелета с климатическими факторами в популяциях Северной и Северо-Восточной Европы, Сибири и Северо-Восточной Азии. Результаты своей работы ученые опубликовали в журнале Journal of Human Evolution.

Мужчина из Сунгиря (верхний палеолит, Владимирская обл.). Реконструкция Романа Евсеева

«В обоих исследованных регионах — Северной Азии и Северной Европе — была выявлена значительная и достоверная связь строения лицевого скелета изученных групп с комплексом климатических факторов. Как в Европе, так и в Азии, популяции из более холодных регионов характеризовались увеличением длины и ширины верхней челюсти, сужением и удлинением носовой полости, некоторым увеличением ширины носа. Однако жители Северо-Восточной Европы также отличались от своих южных соседей ослабленным выступанием носа и лица в целом, заметным уменьшением высоты грушевидного отверстия, глазниц и носовых костей», — рассказал Андрей Евтеев, автор статьи, старший научный сотрудник лаборатории антропогенеза Научно-исследовательский института и Музея антропологии имени Д.Н. Анучина МГУ.

Анализ строения лица у верхнепалеолитических Homo sapiens Европы показал, что его строение более сходно с современными северными, нежели западными или южными, европейцами. Возможно, особенности черепа европейских кроманьонцев  сформировались под влиянием суровых климатических условий приледниковой зоны.

«Наша работа впервые подробно рассматривает проявления климатической адаптации в строении черепа населения Северо-Восточной Европы (своего рода "белого пятна" на карте этого направления исследований) и сопоставляет их с подобными проявлениями в группах Сибири и Дальнего Востока. Адаптация верхних дыхательных путей человека к холодному климату изучается более столетия и до сих пор неизменно вызывает интерес ученых. Данные, полученные в исследованиях этого направления, активно используются в работах по эволюции человека, изменчивости современного населения и многих других областях, подчас неожиданных. На практике результаты могут быть интересны оториноларингологам, так как морфологическая изменчивость верхних дыхательных путей может иметь прямую связь с эпидемиологией их заболеваний и особенностями лечения», — заключил ученый.

Исследование проходило в сотрудничестве с учеными из Института общей генетики имени Н.И. Вавилова РАН.

• Andrej A. Evteeva, Alla A. Movsesianb, Alexandra N. Groshevac. The association between mid-facial morphology and climate in northeast Europe differs from that in north Asia: Implications for understanding the morphology of Late Pleistocene Homo sapiens // Journal of Human Evolution, Volume 107, June 2017, Pages 36–48 https://doi.org/10.1016/j.jhevol.2017.02.008

Когда в 1817 г. с корабля спускали лошадь для короля Помаре, канаты лопнули, и ло­шадь упала в воду; туземцы [таитяне] немедленно спрыгнули за борт и своими криками и тщетными усилиями помочь животному чуть не утопили его. Но как только лошадь добралась до берега, все население бросилось бежать, стараясь спрятаться от этой «носящей человека свиньи», как они окрестили лошадь.

Чарлз Дарвин. Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль». Москва, ГИГЛ, 1953 г.,  с. 441.