English Deutsch
Новости
Новости антропологии
29.05.2017
Автор: С. Дробышевский

Древнейшая... спинка. Найден позвоночник австралопитека

Чего только не находят палеоантропологи! Чаще всего они не находят спины. Казалось бы, спина, то есть позвоночник – центральная часть тела, его остов во всех смыслах, надёжа и опора. Однако позвонки хрупки, даром что на них держится всё тело. Пока они в живом организме, окружены связками и мышцами – всё отлично. Но как только они оказываются в земле – пиши-пропало, трухлявятся и сыпятся как песок. Мало мы знаем о спинах! Уж тем меньше мы знаем о спинках, то есть позвоночниках древнейших детей.

А. Фото позвоночника DIK-1-1 в связке с черепом, плечевым поясом и рёбрами. B. Шейная и грудная часть позвоночника DIK-1-1. C. Три грудных позвонка (T10, T11, T12), стрелками показаны фасетки от рёбер на Т11 и Т12. Фото из обсуждаемой статьи

Тем уникальнее находка почти целого позвоночника детёныша австралопитека – трёхлетней девочки из Рондинин, или Басидима-Дикика, получившей скучный номер DIK-1-1 и красивое имя Селам, или "дочка Люси". Это была юная представительница Australopithecus afarensis, жившая 3,31-3,35 миллиона лет назад на территории нынешней Эфиопии. Её скелет совершенно уникален – сохранилась даже подъязычная кость. Сохранился и позвоночник – вся верхняя часть до поясницы, да ещё и в сочленении. Скелет раскапывался с 2000 по 2004 годы, после многократно изучался, но до сих пор оставались неописанные части, в том числе позвоночник.

И вот его описали!

Для начала – позвоночник просто красивый! Где ещё Вы увидите полную спину такой древности?! Во-вторых, важно, что в шейном и грудном отделах позвоночника австралопитека то же число позвонков, что и у человека. Правда, для шеи это ни разу не удивительно, ведь у всех млекопитающих тут семь позвонков (есть, конечно, исключения в виде ленивцев и ламантинов, но и они лишь частичные). А вот для грудного отдела 12 позвонков – не вполне очевидное число. У шимпанзе, например, чаще бывает 13, хотя у орангутанов и горилл – как у нас. Тут, конечно, есть тонкости. У человека тоже бывает и 11, и 13 грудных позвонков, у обезьян их число тоже изменчиво. Кроме того, "грудность" позвонка можно измерять по-разному: по наличию рёбер и по ориентации суставных отростков. У гориллы, например, по рёбрам 12 грудных, а по отросткам – 13; у бонобо же по отросткам аж 14!

У Селам ориентация отростков оригинальная: верхние суставные отростка на XI позвонке ориентированы поперёк (по-умному – паракоронально), как у современного человека, а вот нижние – косо. Так что у Селам переходным позвонком (по отросткам) от грудного отдела к поясничному был XI, тогда как у человека – XII; XII-й же грудной позвонок Селам по отросткам был уже типично поясничным. Выходит, что австралопитек был как бы более человечным, чем современный человек, ведь он больше отличался от шимпанзе, чем мы! Учитывая древность находки, авторы работы предполагают, что общий предок человекообразных обезьян и человека имел строение позвоночника как у Селам (и к тому же 5 поясничных позвонков), а потом этот вариант менялся, причём у шимпанзе изменился больше, чем у человека. В который уже раз мы получаемся примитивнее обезьян!

В статье никак не описано, но наглядно видно на фото, что у Селам очень велики позвоночные отверстия. Это крайне любопытно, ведь много писалось о узком позвоночном канале австралопитеков, что якобы было связано с отсутствием у них речи. Судя по подъязычной кости, говорить Селам действительно не могла, но вот со спинным мозгом у неё, очевидно, всё было отлично.


Источник:

  • Ward C.V., Nalley Th.K., Spoor F., Tafforeau P. et Alemseged Z. Thoracic vertebral count and thoracolumbar transitionin Australopithecus afarensis // PNAS, 2017.


Интересно

А какой фурор, по воспоминаниям Тимирязева, про­извели в пятидесятых годах прошлого века лекции-представления заезжего немецкого антрепренера, при помощи волшебного фонаря познакомившего петер­буржцев с космогонической теорией Лапласа и геологи­ческой историей Земли. «Едва ли не в первый раз рус­ская широкая публика, - писал Климент Аркадьевич, - заговорила об юрском море, о лесах каменноугольной формации, об ихтиозаврах и плезиозаврах, причем не обходилось и без неодобрительно покачивавших голо­вою, недоумевавших - "куда же делась духовная цен­зура?"». К естествознанию пока относились с большим недоверием.

Черненко Г.Т., Тимирязев в Петербурге-Петрограде, Л., «Лениздат», 1991 г., с. 18. Предоставлено Викентьевым И.Л.

Catalog gominid Antropogenez.RU