Новости антропологии
03.10.2023
Автор: А. Соколов

Следам древних сандалий более 100 тысяч лет

Когда люди впервые стали обуваться? Это большая загадка, как, впрочем, и вопрос появления одежды. Учитывая, что и одежду, и обувь делали из органических материалов – вероятность найти сохранившееся через тысячи лет изделие крайне мала. Авторы новой статьи анализируют отпечатки человеческих ног, найденных на трех археологических памятниках с южноафриканского побережья, и делают вывод, что их оставил обутый человек, возможно, более 100 тысяч лет назад.

Древнейшая обувь, найденная в пещере Форт-Рок (10 тыс. лет)

Следы из Кляйнкранц

Следы из Гукамма

Следы из Вуди-Кейп

Музейный образец сандалий сан

Экспериментальные следы сандалий

Охотничьи сандалии с загнутыми вниз носами

Наскальные изображения из Южной Африки, на которых присутствует обувь

Древнейшая обувь, известная археологам, найдена в американском штате Орегон, в пещере Форт-Рок, это сандалия, сделанная из коры полыни, и её возраст около 10 тысяч лет. Сохраниться сандалии удалось благодаря слою вулканического пепла. Остальные немногочисленные находки каменного века имеют меньший возраст. К счастью, есть и другие источники, по которым можно, пусть косвенно, судить о наличии у древних людей обуви.

Один  из таких источников – следы. Исследователям известны 63 археологических памятника с отпечатками ног древних гоминин. Увы, в подавляющем большинстве случаев это следы босых ступней.

Надо сказать, что не всегда босой и обутый отпечаток можно различить, и бывает, находка вызывает споры. Особенно острые дискуссии бывают по поводу следов, оставленных не Homo sapiens.

Например, в 2021 году во Франции, в местонахождении Ле-Розель, были описаны 257 неандертальских следов возрастом 80 тыс. лет. Исследователи предположили, что некоторые из следов оставлены некой обувью. Исходили, прежде всего, из того, что в отпечатках неразличимы пальцы. Но это спорный довод, особенно если сохранность следов оставляет желать лучшего. Есть и другие подобные находки, даже отпечатки ног неандертальских детей, вроде бы обутых (или нет?).

Вместе с тем, люди достаточно давно проникли в умеренные широты, где без обуви вообще было бы довольно сложно прожить. Орудия, приспособленные для обработки шкур, человек тоже стал использовать сотни тысяч лет назад.

Исследователи отмечают два региона, где рано появились многочисленные костяные инструменты  – это Западная Европа и Южная Африка. И там и там у людей уже как минимум 100 тысяч лет назад были технические возможности для изготовления обуви. Значит, и следы обутых ног следует искать прежде всего там.

Исследователи пытались использовать и то, как ношение обуви отражается на скелете, прежде всего на строении стопы. Самые ранние примеры такого рода изменений найдены на человеческих костях со стоянки Тяньюань в Китае, возрастом около 40 тысяч лет. Но если человек носил обувь не постоянно, а эпизодически, и к тому же без жёсткой подошвы, то никаких изменений в анатомии может и не быть.

Авторы новой статьи, вышедшей в Ichnos - специальном журнале, посвященном всяческим следам – анализируют отпечатки человеческих ног, найденных на трех археологических памятниках с южноафриканского побережья.

Это, кстати, те же  авторы, которые в несколько месяцев назад опубликовали там же статью о древнейших следах Хомо сапиенс из Южной Африки.

Исследователи уже более 25 лет изучают древние следы, сохранившиеся в прибрежных отложениях в районе Кейптауна. Это отпечатки, оставленные не только людьми, но и крокодилами, жирафами, морскими черепахами.

Специфика здесь в том, что речь идёт о следах на поверхности, бывшей когда-то обычным песком, но из-за уникального стечения обстоятельств быстро превратившейся в твёрдый песчаник.Эти отложения нередко находились в скальной толще, но в результате выветривания обнажаются, представляя собой, например, обвалившиеся блоки у подножия скал.

Качество следов на таких поверхностях, увы, уступает отпечаткам в затвердевшей глине или на вулканическом пепле: в песке не так хорошо видны отдельные детали. Но исследователи стараются выжать максимум и из такого материала.

Теперь они поставили целью выяснить: нет ли среди многочисленных находок следов, оставленных обутой ногой?

С этой целью проводилась серия экспериментов: исследователи, так сказать, «следили» на влажном песке: босиком, а также в разных видах обуви с мягкой и жесткой подошвой, и искали варианты, лучше всего соответствующие древним следам.

В итоге самой подходящей ученым показалась открытая сандалия на жёсткой подошве, аналогичная обуви, используемой представителями народности сан (по старому – бушменами). В качестве прототипа для экспериментальных образцов использовали два музейных экземпляра 1920х годов, сделанных из шкуры буйвола.

Экспериментаторы склеили подошву из двух слоёв коровьей кожи; в ней прокололи 3 отверстия, одно между большим и указательным пальцами, два посередине подошвы. В отверстия  продели кожаные ремешки, посредством которых сандалия удерживалась на ноге.

На ремешках со стороны подошвы были завязаны узлы, которые слегка выступали. Следы, оставленные экспериментальной обувью, фотографировали и делали 3D-модель методом фотограмметрии.

Исследователи отмечают отличительные черты таких следов:

- четкие границы отпечатка;

- неразличимы пальцы;

- нет признаков продольного свода стопы;

- внутренняя и внешняя границы следа прямые;

- след в обуви часто более длинный и узкий, чем отпечаток босой ноги;

- на следе видны 3 отпечатка от узелков, хотя при длительном ношении выступающие части могут истираться и уже не оставлять следов.

Конечно, авторы статьи осознают, что древняя обувь вовсе не обязана походить на сандалии современных бушменов, но это хотя бы что-то, от чего можно отталкиваться.

И вот результаты сравнительного анализа следов с 3-х участков: Кляйнкранц, Гукамма и Вуди-Кейп.

Участок Кляйнкранц: в прибрежной части национального парка Гарден-Рут, у подножия скал найдена песчаниковая плита, с 6 отпечатками. Два из них расположены один за другим, они вытянутые, с параллельными краями, а один из «концов» полукруглый. И на одном из отпечатков различимы три углубления, расположенные как раз там, где должны были бы находиться узелки от ремешков.

Подобные углубления можно разглядеть и на двух других возможных следах. Исходя из размеров следов, исследователи полагают, что в Кляйнкранце следы оставили два индивида. Песчаники этого участка были датированы методом оптически стимулируемой люминесценции, получился диапазон от 70 до 158 тысяч лет.

Участок Гукамма: цепочка из четырех следов на песчаниковой плите. Три  из них с четкими следами, но отпечатки пальцев отсутствуют. Датировки песчаников – от 68 до 143 тысяч лет.

И участок Вуди-Кейп, находящийся в национальном парке Эддо-Элефант. Здесь на плите присутствуют выступающие оттиски четырех следов. Видимо, этот слой песчаника когда-то покрывал цепочку следов, и сохранился их слепок.

Во всех трех случаях, хотя и не с полной уверенностью, исследователи полагают, что следы были оставлены кем-то обутым в сандалии на твёрдой подошве. Об этом говорят четкие границы следов, отсутствие различимых отпечатков отдельных пальцев и спрямленные боковые края. В случае Кляйнкранца – еще и вероятные отпечатки от узелков, фиксирующих ремешки в подошве. В следах из Гукаммы, помимо прочего, отсутствуют признаки продольного свода – еще один довод в пользу обуви.

Относительно небольшие размеры следов говорят о том, что ноги, их оставившие, принадлежали юным Homo, либо миниатюрным взрослым.

Исследователи отмечают, что у современных охотников-собирателей существуют разные «фасоны» обуви для разных задач. Например, для бега за дичью по песку используются «беговые сандалии» с передней частью подошвы, загнутой… вниз крючком, для лучшего сцепления (попробуйте прогуляться в таких по городу!). Полагают даже, что такая обувь имитирует стопу страуса, с длинным когтем на одном из пальцев.

В статье приводят и древние наскальные рисунки из Южной Африки, на одном из которых изображен «шаман», почти полностью обнажённый, но в сандалиях со шнурками. Такие изображения, конечно, созданы существенно позднее, чем изучаемые следы, но тем не менее могут подсказать ученым, как могла выглядеть древняя обувь.

Авторы сетуют на то, что на всех трех исследованных участках цепочки следов слишком короткие, и это усложняет их точную диагностику.

Вспоминают об известных случаях, когда следы животных или вообще что-нибудь неорганического происхождения ошибочно принимали за человеческие. Так случалось например с отпечатками лап ленивца в Неваде, обнаруженными в конце 19 века. Другой анекдотический пример – любимый креационистами след ноги в кембрийских отложениях штата Юта, оказавшийся обычной конкрецией.

Еще один недостаток – отсутствие прямых датировок. Есть лишь возраст ближайших песчаников, который даёт понять, что следы относятся к эпохе среднего каменного века.

Исследователи пишут, что прямо сейчас занимаются датированием отложений в Вуди-Кейп и планируют взять образцы со всех трех участков для более точного определения возраста.

Кроме того, они будут с утроенным усердием изучать осыпи, недавно обнажившиеся после шторма или камнепада песчаниковые поверхности, выискивая еще неизвестные следы человека в обуви.

Я почти убежден... что виды (это похоже на призна­ние в убийстве) не остаются неизменными. Упаси меня бог от Ламарковых бредней о «тенденции к прогрессив­ным изменениям», о «приспособлениях, постепенно по­рожденных волеизъявлением животных», и тому подобно­го!.. Я, кажется, нашел (какова самонадеянность!) про­стой способ, каким виды тончайшим образом приспосаб­ливаются к тем или иным условиям жизни.

Чарльз Дарвин в письме Джозефу Гукеру, цит. по: Уильям Ирвин. Дарвин и Гексли. М., «Молодая Гвардия», 1973 г., с. 91.