Новости антропологии
14.12.2016

С кирпичом во рту: в Польше найдены «вампирские» захоронения

Археологи обнаружили на территории западной Польши скелеты с отверстиями в позвонках - очевидно, кто-то прибивал мёртвые тела к земле. Кому принадлежали останки, от каких болезней страдали несчастные, зачем в эпоху Средневековья покойников клали лицом вниз и засовывали им в рот кирпичи - в материале АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ.

Череп мужчины, зажатый между двумя камнями. Фото: Krzysztof Socha

Скелет с отверстием в позвонке. Фото: Krzysztof Socha

Польские археологи нашли средневековые останки трёх «вампиров» - людей, чьи тела были сильно покалечены до погребения, вероятно, с целью предотвратить попытки «восстать из могилы». Останки относятся примерно к XIII-XIV вв. «Кости были найдены на территории бывшей резиденции епископа, - делятся археологи. - Рядом с местом находок раньше стоял готический собор».

Два из трёх скелетов, мужской и женский, имеют сходные особенности: с помощью острых предметов им были нанесены различные увечья. У обоих скелетов - отверстия в позвоночнике. Скорее всего, кто-то пытался их «прибить» к земле. Женщина похоронена лицом вниз - считалось, что это не позволяло покойникам вылезти из могилы. Колени умершей были намеренно сломаны. Скорее всего, при жизни она страдала кифозом - искривлением верхнего отдела позвоночника. По словам учёных, её горбатость пугала окружающих. Вероятно, её боялись даже после смерти. Обезглавленный и расчленённый мужчина, видимо, тоже страдал горбатостью.

Третий скелет принадлежал мужчине лет 30-35. Его голова была зажата между двумя камнями. Отверстие в позвоночнике так же указывало на то, что люди боялись: мертвец восстанет и выйдет из могилы. «Его кости кажутся нормальными, на них мы не увидели никаких признаков болезни», - комментируют учёные.

По словам археологов, камни чаще всего клали в могилы людей, которые считались вампирами. «Вампиров» часто хоронили с кирпичами во рту, иногда их прибивали к земле, расчленяли и обезглавливали. Сейчас антропологи изучают найденные скелеты. Они обещают как можно скорее опубликовать результаты исследования.

Восхищенные исследователи Древнего Египта приписали египтянам изобретение множества интересных и полезных вещей, но никто никогда не воздал им должное за изобретение пагубной привычки писать на стенах туристских достопримечательностей. Привычка эта, должно быть, возникла из некоего базового человеческого стремления, ибо она сохранилась до сего дня.

Барбара Мертц. Древний Египет. Храмы, гробницы, иероглифы // Москва, «Центрполиграф», 2007.