Мир антропологии

Книги

Брайан Свитек
Бомбора, 2019
Брайан Свитек рассказывает, как появился наш скелет, какие функции он выполняет и что наши потомки смогут узнать о нас, когда эти удивительные скопления минералов и белка будут единственным, что мы после себя оставим.

Альпина-нон-фикшн, 2020
Когда и почему наши предки потеряли свою шерсть? И действительно ли потеряли? Почему мы не голые и не водные, а, скорее, потеющие обезьяны? Сколько сумасбродных гипотез было предложено, чтобы объяснить нашу безволосость, и почему вопрос остался открытым? Что про эволюцию человека могут рассказать вши и блохи? Как изменился цвет кожи в процессе эволюции: наши предки посветлели или потемнели? А может, сначала потемнели, а потом посветлели? К чему была вся эта чехарда и при чем тут неандертальцы?
БОМБОРА
Кажется, что в вихре тысячелетий кружатся в безумном хороводе причудливые чудища, рвут друг друга на части, хаотично сменяют одно другого. Но нет, не так работает эволюция! Чудищ хватает, но во всём есть определённая логика, и её постижение – суть палеонтологии. В первой части трилогии популярного российского ученого Станислава Дробышевского вас ждет история Земли в докембрии и палеозое: атмосферные особенности, древнейшие виды, зарождение жизни и ужасные катаклизмы.
Мария Борисовна Медникова
Ин-т археологии РАН. – М.: Club Print, 2017.
Как детям жилось в древности? Во что они играли, чем болели, каким опасностям подвергались? Как относились к детям представители исчезнувших культур?
Ольга Романовна Арнольд
Альпина нон-фикшн, 2018
Издательство Альпина нон-фикшн выпустило новую книгу нашего постоянного автора Ольги Арнольд «Люди и звери: мифы и реальность». Книга посвящена разоблачению популярных мифов о животных... но это вовсе не «Черная магия и ее разоблачение», как писал наш классик. Иногда даже это совсем не разоблачение – потому что наши предки были отнюдь не дураки и многие вещи интуитивно постигали порой очень четко. Или на самом деле все не так, но еще интереснее, потому что реальность бывает гораздо увлекательнее легенд.
Станислав Владимирович Дробышевский
Работа представляет краткое изложение современных данных о межпопуляционной биологической изменчивости современного человека и истории сложения современных рас. Рассмотрены основные концепции расоведения, основы систематики рас, методики исследования, факторы и механизмы расообразования. Даны варианты названий рас, описаны основные этапы сложения современных рас, указаны места происхождения рас, современные ареалы, дана антропологическая характеристика рас, их основных типов и вариантов. Работа предназначена студентам и преподавателям высших учебных заведений, а также всем интересующимся биологическим разнообразием современного человека.
Ярослав Всеволодович Кузьмин
Томск: Издательский Дом ТГУ, 2017. 396 с. 121 ч/б + 13 цветн. иллюстр., 10 табл. Библ. 970 назв.
Впервые на русском языке дано изложение основ геоархеологии – междисциплинарного направления на стыке археологии и естественных наук.
Corpus, 2017
Где и когда был найден наш самый древний предок? Какое отношение имеют к нам неандертальцы денисовцы, дманисцы и хоббиты с острова Флорес? Откуда взялись тролли и великаны? Какую роль сыграло в человеческой эволюции вегетарианство? Двухтомник "Достающее звено" отвечает на множество вопросов антропогенеза и ставит новые. Во второй книге ведущий российский антрополог Станислав Дробышевский рассказывает о древних людях, о том, сколько, чего и как мы от них унаследовали, – и о том, в кого можем превратиться в будущем.
Corpus, 2017
Кто был непосредственным предком человека? Как выглядит цепь,  на конце которой находится Homo sapiens, и все ли ее звенья на месте? Почему некоторые ископаемые находки оказываются не тем, чем кажутся поначалу?  И почему разумными стали именно гоминиды, а не другие млекопитающие?  Двухтомник ведущего российского антрополога Станислава Дробышевского "Достающее звено" проливает свет на многие тайны прошлого. Первая книга —"Обезьяны и все-все-все" — посвящена тем, кто внес вклад в формирование нашего вида задолго до того, как мы встали на ноги, расправили плечи и отрастили мозг.

Альпина-нон-фикшн, 2017
Почему в эпоху, когда генетика, ядерная физика и медицина достигли небывалых высот, лженаука чувствует себя прекрасно, а ученые стонут от засилья воинствующих дилетантов? Как правильно бороться с мракобесием, уберечь себя от псевдонаучной макулатуры и самим не ступить на тропу «альтернативщиков»? На эти и другие актуальные вопросы в своей книге иронично и увлекательно отвечает главный редактор портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ Александр Соколов.
Александр Борисович Соколов
Альпина Нон-фикшн, 2015 г.
Отрекся ли Чарльз Дарвин в конце жизни от своей теории? Застали ли древние люди динозавров? Правда ли, что Россия — колыбель человечества, и кто такой йети — уж не один ли из наших предков, заблудившийся в веках? Хотите узнать, как все было «на самом деле»?
Москва, Издательство УРСС, 2015
Продолжение известной серии книг о  наиболее важных и наиболее изученных местонахождениях ископаемых гоминид.
URSS, 2013
Это продолжение книги С.Дробышевского "Происхождение человеческих рас". Если первые две части книги Научного редактора АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ были посвящены закономерностям образования и Африке, то тема новой части - Австралия и Океания.
URSS, 2013
В первой части книги рассмотрены основные факторы и механизмы расообразования, тенденции и пути сложения расовых общностей. Вторая часть посвящена расогенезу на территории Африки. Прослежены возможные и наблюдаемые истоки современных рас, особенности их истории, время и место сложения, случаи изоляции, миграции и взаимодействия. Особое внимание уделено сравнительным краниологическим характеристикам рас и их вариантов. Книга богато иллюстрирована и содержит наиболее полный из публиковавшихся обзор мнений по вопросам расогенеза в Африке.
Марина Львовна Бутовская
Век-2, 2013
Книга знакомит читателя с современными представлениями о половом отборе, его роли в формировании современных видов животных и человека. Пол и гендер в человеческом обществе представлены как комплексный биосоциальный феномен. Рассмотрены различия мужского и женского тела, особенности физиологии и генетики, психической деятельности и стратегий сексуального и родительского поведения. В книге показана специфика мужского и женского поведения в традиционных обществах, продемонстрирована связь репродуктивного успеха с социальным статусом и экономическим благосостоянием. Обсуждаются причины устойчивости ряда гендерных стереотипов в современном обществе. Подробно рассказано об универсальных и культурно-специфичных идеалах красоты и методах их исследования. Книга предназначена антропологам, психологам, социологам, историкам, политологам, социальным работникам, широкому кругу читателей, интересующихся вопросами взаимоотношений между полами.
Тамара Георгиевна Кузнецова
Palmarium Academic Publishing, 2013
Тамара Кузнецова, Дмитрий Кузнецов, Вячеслав Шуваев. В книге представлена история образования и развития Антропоидника на базе Колтушской Биостанции под Ленинградом (Россия). Свою историю Антропоидник ведет с 1933 года, когда Нобелевский Лауреат в области физиологии, Иван Петрович Павлов, получил в подарок от профессора С.А. Воронова двух шимпанзе - Розу и Рафаэля.
Максим Чертанов
Молодая гвардия, Москва, 2012.
Он хотел знать всё. Для чего кошке хвост? Снятся ли собакам сны? Какую цивилизацию могли бы создать пчелы? Поднимаются континенты или опускаются? Откуда взялась жизнь на Земле? Кто умнее, мужчины или жен шины, и почему? Он разгадывал загадки природы, как Шерлок Холмс, и формулировал свои открытия поэтично, как Диккенс. Уже стариком, увенчанным всеми учеными регалиями мира, он робко писал коллеге: «Вы знаете так много, а я так мало, и я прошу у Вас милостыни, как нищий...» Он избегал публичных споров, за исключением случаев, когда это было очень важно для него, — а важно было и то, что Турция обидела Болгарию, и то, что сосед обидел лошадь. Об открытиях и о жизни этого удивительного человека подробно и увлекательно, опираясь исключительно на факты и документы, рассказывает автор.
Александр Владимирович Марков
Издательство Corpus, 2011 г. (в 2-х томах).
Из предисловия: "В 2010 году вышла моя первая научно-популярная книга «Рождение сложности». Речь в ней шла в основном о молекулах, генах, вирусах и бактериях. Кое-что было сказано об эволюции растений, грибов и некоторых животных, но ни слова о людях. Книга, которую вы держите в руках, целиком посвящена этим своеобразным млекопитающим".
Лев Самуилович Клейн
В 2-х томах. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2011. (Т.1 688 с. Т.2 626 с.)
Книга эта представляет собой первую монографию по всеобщей истории археологии на русском языке. В России и СССР (и на русском языке вообще) никогда не издавались ни всеобщая история археологической мысли, ни история мировой археологии - ни до революции, ни после. В мире тоже не так много таких трудов.
Александра Петровна Бужилова
Языки славянской культуры. Москва, 2005 г.
Работа посвящена актуальному направлению современной антропологии и археологии - палеоэкологическим исследованиям древнего населения.
Светлана Анатольевна Бурлак
Издательство CORPUS, при поддержке фонда "Династия", 2011 г.
Обсуждение проблемы происхождения человеческого языка в последнее время вышло на вполне научный уровень. На смену философским размышлениям о том, как мог бы возникнуть язык, пришел углубленный анализ типов коммуникативных систем и направлений их развития, устройства мозга и возможностей генома, закономерностей экологии и эволюции. В свете этих данных картина происхождения человеческого языка вырисовывается достаточно четко — хотя и не во всех подробностях, но зато с весьма высокой степенью обоснованности. В книге речь идет не о том, что могло бы быть, а о том, что точно было (а в каких-то случаях и до сих пор есть), и о том, что — в соответствии с установленными к настоящему времени законами — не могло из этого не воспоследовать.
Леонид Борисович Вишняцкий
Издательство "Век 2", 2005 г., 240 с.
Эта книга – об антропогенезе; книга не столько о том, КАК совершалась эволюция человека, сколько о том, ПОЧЕМУ она совершалась, почему антропогенез вообще состоялся и почему это был именно АНТРОПОгенез.
Александр Александрович Зубов
СПб.: Алетейя, 2011 г.,  224 страницы.
Книга известнейшего российского антрополога. Становление древнейшего человека и его опыт как "первооткрывателя" всех земель ойкумены - центральная тема данной книги. Монография рассчитана на широкий круг читателей.
Яков Абрамович Шер
Кемерово, 2009 г. - 225 с.
Книга известного российского специалиста по первобытному искусству. "В данной книге предпринята попытка показать работу археолога как бы изнутри, глазами профессионала, без наносной сенсационности."
Станислав Владимирович Дробышевский
Проект "Антропогенез.РУ". 2010 г.
Москва, Издательство УРСС, 2010
Леонид Борисович Вишняцкий
Издательство "Нестор-История", 2010 г.
Новая книга доктора исторических наук, известного археолога Леонида Вишняцкого,  посвящена неандертальцам – самым близким родственникам гомо сапиенс среди всех существ, когда-либо обитавших на нашей планете.  Автор постарался охватить все аспекты жизни неандертальцев, совместив при этом и научную корректность, и популярность, увлекательность изложения.

Белые люди оставили в подарок кое-что из еды, желая расположить к себе мое племя. Но все это было напрасно, потому что мои бедные соплеменники подарки использовали не по назначению. Пакет с мукой при­няли за глину и стали натирать ею тело и посыпать волосы, а все, что осталось, выбросили. Потом ис­следовали пакет с рисом и решили, что это личинки шершней или ос, непригодные в пищу.