Новости антропологии
05.12.2013
Автор: А.К.

Расшифрован геном человека из Атапуэрки, возрастом 400 тысяч лет

Группа Сванте Паабо опубликовала результаты нового палеогенетического исследования. Секвенирован почти полный митохондриальный геном раннепалеолитического человека из местонахождения Сима де лос Уэсос в Атапуэрке (Испания) (Meyer et al., 2013). МтДНК экстрагировали из бедренной кости. Древность индивидуума на основании генетического анализа – около 400 тыс. лет. Это самый древний из всех когда-либо секвенированных геномов. Вопреки ожиданиям, он оказался ближе всего к геному денисовца.

Скелет, таз, кисть, стопа человека из Sima de los Huesos. Источники: Источники: http://www.elpais.com/, http://abelgalois.blogspot.com/, http://www.sciencephoto.com/

Филогенетическое древо гоминид на основании данных о мтДНК. Иллюстрация к обсуждаемой статье

На дендрограмме (см. рисунок) митохондриальный геном человека из Атапуэрки противостоит геномам сапиенсов и неандертальцев и объединяется с геномом денисовского человека. Этот результат – полная неожиданность. Он ставит генетиков и антропологов в тупик, ведь казалось несомненным, что денисовцы обитали лишь в восточной Евразии. Авторы затрудняются это интерпретировать. Во всяком случае, как они подчеркивают, новые данные вовсе не обязательно свидетельствуют о родстве гомининов из Атапуэрки и из Денисовой пещеры.

В самом деле, в морфологическом отношении зубы денисовцев и людей из Атапуэрки очень различны: денисовский молярКоренной зуб. К молярам относятся задние зубы верхней и нижней челюсти, служащие для пережёвывания пищи. огромен и исключительно архаичен, тогда как на молярах гомининов из Испании заметна тенденция к грацилизацииПроцесс уменьшения массивности скелета, черепа, зубов и т.п. в процессе эволюции. (уменьшению числа бугорков). Кроме того, древность гомининов из Атапуэрки столь велика, что считать их сестринским таксоном денисовцев едва ли возможно. И по хронологическим, и по морфологическим соображениям, это, скорее всего, предки неандертальцев. Короче говоря, ни одной сколько-нибудь убедительной версии предложить не удается.

Вероятно, интерпретировать результаты анализа родства групп (как древних, так и современных) по мтДНК нужно с большой осторожностью, так как речь идет только об одном (хотя и высоко полиморфном) локусе и только о материнской линии наследования . До того, как будет секвенирован ядерный геном этих гомининов, лучше воздержаться от каких-либо выводов. Напомню, что статус денисовцев по мтДНК и по ядерному геному совершенно различен: в первом случае они противостоят как неандертальцам, так и сапиенсам (Krause et al., 2010), во втором – оказываются сестринской группой неандертальцев (Reich et al., 2010). Второй результат лучше согласуется с тем, что мы знаем об очень раннем обособлении предков сапиенсов на территории Африки и о позднем заселении ими Евразии.

В течение года команда Паабо надеется секвенировать ядерный геном человека из Сима де лос Уэсос, что может прояснить ситуацию.

Источники

• Krause J., Fu Q., Good J.M. et al. The complete mitochondrial genome of an unknown hominin from southernSiberia// Nature 2010. Vol. 464. N 7290. P. 894–897.
  • Meyer M., Fu Q., Aximu-Petri A. et al. A mitochondrial genome sequence of a hominin from Sima de los Huesos // Nature. 2013. 4 December. Doi: 10.1038/nature12788.
  • Reich D., Green R.E., Kircher M et al. Genetic history of an archaic hominin group from Denisova Cave in Siberia // Nature. 2010. Vol. 468. N 7327. P. 1053–1060.

"...в России наука не стоит на почве, на которой желательно было бы её видеть, что всюду примешиваются личные интересы, вопросы национальности отдельных личностей и т.д. К сожалению, прибавлю я, это всё верно не только в России, но и всюду. Самое лучшее, что "учёный" (т.е. такой, который действительно смотрит на науку, как на цель жизни, а не как на средство) может сделать, это идти вперёд своею дорогою, не обращая внимание на мнение толпы направо и налево! К сожалению, весьма многие из так называемых "учёных" относятся к науке, как к дойной корове, которая обязана снабжать их ежедневным продовольствием, что делает из учёных – ремесленников и иногда даже просто шарлатанов. В таком случае научная истина – дело второстепенной важности для таких господ (а их, к сожалению, много, наука, приносящая им больше грошей, – самая привлекательная; им приходится ухаживать за толпою и её вкусами..."  Н.Н. Миклухо-Маклай, 1881 г.