Новости антропологии
20.12.2013
Автор: А.К.

Расшифрован геном неандертальской женщины из Денисовой пещеры

Группа Сванте Паабо добилась нового выдающегося успеха: секвенирован полный геном неандертальской женщины из Денисовой пещеры на Алтае. ДНК извлекли из проксимальной фаланги стопы.

Взаимоположение архаических и современных групп по данным о ядерной ДНК. Верхний кластер – неандертальцы (“Altai” – изученный экземпляр) и денисовцы; нижний – современные человеческие группы. Иллюстрация из обсуждаемой статьи

Согласно М.Б. Медниковой (2011), эта фаланга необычайно массивна и по своей морфологии промежуточна между фалангами неандертальцев и ближневосточных сапиенсов группы Схул

В генетическом отношении данный индивидуум, оказавшийся женщиной, однозначно включается в неандертальскую группу. Вместе с денисовцами (другой группой архаических гомининов, генетически выделенной по материалам из той же пещеры) неандертальцы противостоят современным людям (рисунок). Этот результат явно надежнее того, который получен по мтДНК (в этом случае денисовцы противостоят как неандертальцам, так и сапиенсам).

Время дивергенции архаических гомининов (общих предков неандертальцев и денисовцев) и сапиенсов оценивается в 550–765 тыс. лет назад; неандертальцев и денисовцев – 381-473 тыс. лет назад.

Источники

• Prüfer K., Racimo F., Patterson N. et al. The complete genome sequence of a Neanderthal from theAltai Mountains// Nature. 2013. doi: 10/1038/nature12886.
  • Медникова М.Б. К антропологии древнейшего населения Алтая: проксимальная фаланга стопы из раскопок Денисовой пещеры // Археология, этнография и антропология Евразии. 2011. № 1. С. 129–138.

«Разочарование в разуме - это, собственно, страх перед разумом, кото­рый рано или поздно столкнёт нас с действительностью. Разум нас под­водит, потому что заставляет испробовать боль разочарования, пред­вещая наши неудачи или честно и неумолимо их констатируя. Вот по­чему мы стремимся уклониться от него, как от чего-то неприятного, и пытаемся действовать, как говорится, за его спиной. Мы ведём себя по­добно должнику, уклоняющемуся от своих обязательств и надеющемуся, что всё сойдёт ему с рук, пока его не заставят раскрыть счёта. Отказ от разума есть не что иное, как бегство и уклонение от реально­сти. Это характерная черта упадочных эпох, когда люди утрачивают отвагу жить».

Карел Чапек, Разочаровал ли нас разум? / Письма из будущего. Неизвестный Чапек, СПб, «Глобус», 2005 г., с. 464. Цитата предоставлена Викентьевым И.Л.