Новости антропологии
20.12.2013
Автор: А.К.

Расшифрован геном неандертальской женщины из Денисовой пещеры

Группа Сванте Паабо добилась нового выдающегося успеха: секвенирован полный геном неандертальской женщины из Денисовой пещеры на Алтае. ДНК извлекли из проксимальной фаланги стопы.

Взаимоположение архаических и современных групп по данным о ядерной ДНК. Верхний кластер – неандертальцы (“Altai” – изученный экземпляр) и денисовцы; нижний – современные человеческие группы. Иллюстрация из обсуждаемой статьи

Согласно М.Б. Медниковой (2011), эта фаланга необычайно массивна и по своей морфологии промежуточна между фалангами неандертальцев и ближневосточных сапиенсов группы Схул

В генетическом отношении данный индивидуум, оказавшийся женщиной, однозначно включается в неандертальскую группу. Вместе с денисовцами (другой группой архаических гомининов, генетически выделенной по материалам из той же пещеры) неандертальцы противостоят современным людям (рисунок). Этот результат явно надежнее того, который получен по мтДНК (в этом случае денисовцы противостоят как неандертальцам, так и сапиенсам).

Время дивергенции архаических гомининов (общих предков неандертальцев и денисовцев) и сапиенсов оценивается в 550–765 тыс. лет назад; неандертальцев и денисовцев – 381-473 тыс. лет назад.

Источники

• Prüfer K., Racimo F., Patterson N. et al. The complete genome sequence of a Neanderthal from theAltai Mountains// Nature. 2013. doi: 10/1038/nature12886.
  • Медникова М.Б. К антропологии древнейшего населения Алтая: проксимальная фаланга стопы из раскопок Денисовой пещеры // Археология, этнография и антропология Евразии. 2011. № 1. С. 129–138.

Следует, однако, сделать одно уточнение, без которого непонятна ошибочность распространенного написания «орангутанг». Слово «орангутан» малайского происхождения, составлено из двух слов, означающих, как мы помним, «человек лесной». Добавление буквы «г» в конце резко искажает смысл, означая уже «человек должник». Никому этот замечательный антропоид ничего не должен – «невинное» добавление буквы «г» является грубой ошибкой.

Э.П.Фридман Э.П. Приматы. – М.: Наука, 1979 г.,  с. 188.