Новости антропологии
15.02.2014
Автор: А.К.

Секвенирован геном плейстоценового ребенка из Северной Америки

О новом достижении группы Э. Виллерслева сообщает Nature от 13 февраля 2014 г. (Rasmussen et al., 2014). Секвенирован геном одного из двух младенцев (он оказался мальчиком) из верхнепалеолитического погребения в Анзике (штат Монтана, США), открытого в 1968 г. Калиброванная дата останков – 12,6-12,7 тыс. лет.

Орудия из Анзика

Э. Виллерслев, один из авторов исследования

Это единственное пока погребение, связанное с культурой кловис, которая еще недавно считалась древнейшей на территории Нового Света (см. Рис. 1). Теперь известны докловисские памятники, причем возраст некоторых из них, возможно, достигает 15–17 тыс. лет.

Примерно треть генома ребенка из Анзика сходна с геномом верхнепалеолитического мальчика со стоянки Мальта в Иркутской области – его также изучила группа Виллерслева (Raghvavan et al., 2014). Хотя древность Мальты (24 тыс. лет) вдвое превышает древность Анзика, оба ребенка, как полагают генетики, принадлежали к популяциям, предковым по отношению к современным американским индейцам. А это значит, что так называемая «солютрейская гипотеза», постулирующая проникновение верхнепалеолитических европейцев в Америку по атлантическому льду, через Гренландию, может считаться окончательно опровергнутой. Анализ показал, что около 80 % генофонда американских индейцев ведет происхождение от предковой популяции, членом которой был мальчик из Анзика.

Митохондриальная ДНК ребенка принадлежит к гаплогруппе D4h3, которая присутствовала уже в группе первых колонистов Нового Света. В Старом Свете она исключительно редка (найдена лишь у ульчей, китайцев и древних жителей Японии), а в Америке распространена в основном вдоль тихоокеанского побережья от Аляски до Чили. Считалось, что этот вариант возник на Амуре, а затем распространился сначала на север по тихоокеанскому побережью Азии, а потом на юг, по тихоокеанскому побережью Америки. Однако культура кловис проникла в Америку не вдоль побережья, а по освободившемуся ото льда Лаврентийскому коридору между ледниками. Разрешение этой проблемы – дело будущего.

• Raghavan M., Skoglund P., Graf K.E. et al. Upper Palaeolithic Siberian genome reveals dual ancestry of Native Americans // Nature. 2014. Vol. 505, N 7481. P. 87-91.
  • Rasmussen M., Anzick S.L., Waters M.R. et al. The genome of a Late Pleistocene human from a Clovis site in westernMontana// Nature. 2014. 13 February. DOI: 10.1038/nature13025.

Нужно заметить, что некоторые особенности посткраниального скелета неандертальца, как и ряд деталей строения черепа, имеют как бы "ультрасапиентный", "профетический" характер, т.е. эволюция в парамагистрали осуществила здесь своего рода "прорыв в будущее", опередив современного человека по магистральным параметрам. Большой объем мозговой коробки, срастание корней моляров, большой вестибуло-лингвальный размер талонида нижних моляров, ряд особенностей таза, пропорции пальцев кисти ("короткопалость") и некоторые другие черты морфологии неандертальца  могут считаться "сверхсапиентными".