Новости антропологии
07.03.2016

Детки или ящерки. Отпечатки чьих ладошек найдены в Вади Сура II?

В 2002 году была открыта ливийская пещера Вади Сура II, знаменитая многочисленными изображениями диких животных. Помимо рисунков зверушек, на стенах пещеры находились отпечатки рук – в том числе и детских ладошек. «Ладошки» стали настоящей сенсацией – дело в том, что ранее отпечатки детских ручек удалось обнаружить только в Австралии.

Отпечатки маленьких ладоней из пещеры Вади Сура II. Фото из обсуждаемой статьи

Ручки: а) новорожденный, b) 4-летний крокодил, c), d) вараны. Фото из обсуждаемой статьи

Но тут в дело вступила въедливый антрополог Эммануэль Оноре – женщина заявила, что отпечатки рук малышей смотрятся слишком «неестественными». По мнению специалиста, пальцы неолитических детишек казались чересчур длинными, а ладошки – неправдоподобно маленькими.

Оноре собрала вокруг себя группу ученых, которые для начала выяснили, насколько велика морфологическая разница между людьми каменного века и нашими современниками. Оказалось, что отпечатки рук неолитических товарищей практически идентичны отпечаткам рук взрослого человека, живущего в XXI веке. А вот с детскими ладошками все оказалось несколько иначе: ручки неолитических малышей слишком сильно отличались от ручек современных мальчиков и девочек.

Тогда ученые высказали предположение, что миниатюрные отпечатки – не что иное, как следы обезьян. Но и тут обнаружилось, что у обезьян совершенно другая морфология кисти. Авторы исследования выдали еще одну версию: возможно, художники каменного века прикладывали к стенам пещеры конечности варанов и маленьких крокодильчиков.  По мнению специалистов, отпечатки животных рядом с человеческими могли иметь сакральное значение.

Кстати, древнейшие отпечатки ладоней на стенах пещер появились 40 тысяч лет назад.

Впервые термин "эволюция" употребил английский богослов, юрист и финансист  Мэтью Хэйл в 1677 году, объединив индивидуальное и историческое развитие организмов. В научный оборот термин "эволюция" ввел в 1762 году Шарль Боннэ.

В современном смысле термин “эволюция” впервые использовал Герберт Спенсер в 1852 году.  Чарльз Дарвин применял термин “эволюция” редко, предпочитая более традиционное выражение “трансмутация видов”.