Новости антропологии
28.04.2016

Древнейший неандерталец ожил

Знаменитый человек из Альтамуры – древнейший неандерталец, из костей которого удалось выделить ДНК - ожил в руках голландских реконструкторов.

Череп человека из Альтамуры. Источник: http://www.dailymail.co.uk/

Реконструкция человека из Альтамуры. Источник: http://www.kenniskennis.com/

Реконструкция человека из Альтамуры. Источник: http://www.dailymail.co.uk/

На карте Италии показано расположение пещеры Ламалунга. Источник: http://www.dailymail.co.uk/

Напомним историю находки. На юге Италии, недалеко от городка Альтамура, находится карстовая пещера Ламалунга.  7 октября 1993 года спелеологи спустились сюда по 8-метровому колодцу и открыли  неизвестную доселе систему тоннелей. В конце одного из них  обнаружилась камера с множеством сталагмитов. За массивным сталагмитом и был найден, частично вросший в пол и покрытый кальцитовыми наростами, почти полный скелет! По мнению ученых, этот человек – взрослый мужчина – мог случайно свалиться в пещеру и либо расшибся, либо не смог выбраться и умер от голода и жажды. По особенностям строения находку определили как «раннего неандертальца».

Удивительно, но затем в течение почти 20 лет скелет оставался в пещере, фактически неизученный. Наконец, в 2009 году до него дошли руки у ученых (см. наш обзор). Специалисты добыли фрагменты кальцитовых наростов для определения возраста, а также маленькую часть скелета – кусок правой лопатки – для ДНК-анализа. Датирование уран-ториевым методом показало, что скелету от 130 до 170 тысяч лет. А митохондриальная ДНК человека из Альтамуры оказалась типично неандертальской.

Теперь за альтамурца взялись знаменитые братья Альфонс и Адри Кеннис. Те самые, которые недавно выполнили гиперреалистичную скульптуру «ледяного человека» Этци, а до этого портреты неандертальской женщины и старичка – эти лица известны вам по тысячам разошедшихся по сети фотографий.

Интересно, каким образом делалась реконструкция, если скелет до сих пор остается в пещере?

На сайте Discovery пишут, что с этой целью итальянские антропологи Георгио Манци и Давид Карамелли провели фотограмметрию и лазерное сканирование скелета. Кроме того, якобы, для реконструкции привлекались данные ДНК-анализа (это какие же??)

Неандерталец получился хоть куда – широкоплечий, приземистый, с огромным носом. Надо добавить, что строение черепа альтамурца сочетает признаки классического неандертальца и его предка ­­- гейдельбергского человека. Учитывая раннюю датировку, это вполне логично.

Слыша о новейших открытиях важнейшей роли нуклеиновых кислот в жизнедеятельности, Лысенко понял, что полностью отрицать их существование уже невозможно. Он попросил Белозерского рассказать о них в возглавляемом им Институте генетики... Лысенко поднялся и сказал: «Ну что ж, если химики считают, что нуклеиновые кислоты существуют, пусть они их и изучают. Кстати, Андрей Николаевич, покажите мне эту, как её, дезоксирибонуклеиновую кислоту». Последние слова, хорошо знакомые каждому научному работнику, он произнёс с трудом и прерываясь. На предложение Белозерского прийти к нему в лабораторию, где он ему всё покажет и расскажет, Лысенко ответил: «Нет, вы её мне в банке пришлите»...