Новости антропологии
21.11.2016

Рядом со Стоунхенджем археологи обнаружили 5650-летний религиозный центр

За тысячу лет до возведения Стоунхенджа в полутора милях от него располагался крупный религиозный комплекс. Его остатки, относящиеся к раннему неолиту, обнаружила международная группа археологов. Диаметр комплекса – около 200 метров. Сейчас на этом месте находятся современные армейские постройки.

Реконструкция causewayed enclosure в Виндмилл Хилл - сооружения, похожего на найденный комплекс около Стоунхенджа. Источник: Historic England Archive/Judith Dobie

Археолог работает на недавно открытом памятнике рядом со Стоунхенджем. Источник: Wessex Archaeology

Обнаруженный центр относится к так называемым «causewayed enclosures» - древним сооружениям, чьи рвы пересекаются множеством дамб. На территории Великобритании таких построек известно порядка 70. Похожие сооружения есть в Германии и других странах. Учёные полагают, что эти постройки выполняли роль религиозных и политических центров, где проводились церемонии и жертвоприношения.

Сооружение, обнаруженное в графстве Уилтшир, датируется примерно 3650 годом до нашей эры. Основу комплекса составляли сегментированные земляные рвы и насыпи в виде двух концентрических кругов, общей длиной 950 м. Пока что археологи раскопали 100-метровый ров, составляющий, вероятно, только 17% внешней границы памятника. Однако уже сделаны находки, позволяющие узнать много нового о ритуалах древних британцев. В частности, учёные выяснили, что на ритуальных пирах люди ели много говядины и чокались керамическими чашами (археологи нашли на месте постройки кости коров и остатки керамической посуды). В огромные шестилитровые чаши наливали напитки, а возможно, мясной бульон, и разбивали их вдребезги во время ритуальных праздников. Найдены черепки 15 подобных декорированных чаш, диаметром более 25 см каждая, выполненных в девонширском стиле. Специалисты полагают, что на территории памятника могут находиться фрагменты не менее 200 ритуальных чаш, которые вместе с останками животных являлись, вероятно, жертвами богам.

В ходе раскопок специалисты также обнаружили во рвах фрагменты человеческих черепов – по-видимому, комплекс использовался для ритуальных захоронений. По мнению археологов, местность могла служить для погребений в течение тысячелетий - так, на территории религиозного центра найдена керамическая погребальная урна с прахом, которая была изготовлена спустя 1900 лет с момента основания комплекса.

«Религиозный центр, который мы обнаружили - одно из самых потрясающих открытий на территории Стоунхенджа за всё время археологических раскопок», - делятся специалисты.

Учёные против мифов - 11. Москва, МИСиС, 19 октября