Новости антропологии
14.12.2016

С кирпичом во рту: в Польше найдены «вампирские» захоронения

Археологи обнаружили на территории западной Польши скелеты с отверстиями в позвонках - очевидно, кто-то прибивал мёртвые тела к земле. Кому принадлежали останки, от каких болезней страдали несчастные, зачем в эпоху Средневековья покойников клали лицом вниз и засовывали им в рот кирпичи - в материале АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ.

Череп мужчины, зажатый между двумя камнями. Фото: Krzysztof Socha

Скелет с отверстием в позвонке. Фото: Krzysztof Socha

Польские археологи нашли средневековые останки трёх «вампиров» - людей, чьи тела были сильно покалечены до погребения, вероятно, с целью предотвратить попытки «восстать из могилы». Останки относятся примерно к XIII-XIV вв. «Кости были найдены на территории бывшей резиденции епископа, - делятся археологи. - Рядом с местом находок раньше стоял готический собор».

Два из трёх скелетов, мужской и женский, имеют сходные особенности: с помощью острых предметов им были нанесены различные увечья. У обоих скелетов - отверстия в позвоночнике. Скорее всего, кто-то пытался их «прибить» к земле. Женщина похоронена лицом вниз - считалось, что это не позволяло покойникам вылезти из могилы. Колени умершей были намеренно сломаны. Скорее всего, при жизни она страдала кифозом - искривлением верхнего отдела позвоночника. По словам учёных, её горбатость пугала окружающих. Вероятно, её боялись даже после смерти. Обезглавленный и расчленённый мужчина, видимо, тоже страдал горбатостью.

Третий скелет принадлежал мужчине лет 30-35. Его голова была зажата между двумя камнями. Отверстие в позвоночнике так же указывало на то, что люди боялись: мертвец восстанет и выйдет из могилы. «Его кости кажутся нормальными, на них мы не увидели никаких признаков болезни», - комментируют учёные.

По словам археологов, камни чаще всего клали в могилы людей, которые считались вампирами. «Вампиров» часто хоронили с кирпичами во рту, иногда их прибивали к земле, расчленяли и обезглавливали. Сейчас антропологи изучают найденные скелеты. Они обещают как можно скорее опубликовать результаты исследования.

В конце XVI в. знаменитый учёный Альдрованди впервые счёл нуж­ным поместить в текст естественной истории изображения скелетов зверей. Мысль о возможности увидеть живое существо «изнутри», о не­обходимости детально знать его анатомическое строение завладела воображением исследователей XVII столетия, особенно, после публи­кации труда Гарвея о системе кровообращения.

Зверева В.В., «Естественная история» Бюффона, в Сб.: Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории / Под ред. Л.П. Репиной и В.И. Уколовой, Выпуск 3, М., «Эдиториал УРСС», 2000 г., с. 113. Предоставлено Викентьевым И.Л.