English Deutsch
Новости
Новости антропологии
31.01.2017
Автор: Юлия Попова

Палеолитическое искусство со временем становилось более элитарным

Группа исследователей из Университета Страны Басков (Испания) решила выяснить предназначение доисторического искусства довольно необычным способом. Учёные считают, что функции наскальной живописи станут яснее, если узнать, для кого она создавалась: для всех членов общины, для какой-то обособленной группы или даже для отдельного индивида. Результаты своей работы они опубликовали в журнале L'Anthropologie.

Живопись в пещере La Pasiego. Разные изображения относятся к разным эпохам. Крупнейшая фигура - зубр. Живопись находится в небольшой камере, открывающейся в главную галерею пещеры в нескольких метрах от входа.

В исследовании приняли участие 9 пещер провинций Кантабрия и Аустрия. Эти местности богаты памятниками эпохи палеолита: так, именно здесь находится знаменитая пещера Альтамира, в которой в 1879 году были найдены великолепные образцы пещерной живописи. Исследователи под руководством Бланки Очоа создали целую систему, по которой можно оценить видимость объектов в пещере. В расчёт брались размеры пространства, количество света, падающего на изображение, удалённость от центра пещеры, высота размещения, размер объекта и техника выполнения (рисунок гораздо заметнее гравировки).

Выяснилось, что с течением времени видимость изображений изменялась. В начале верхнего палеолита (около 30 тысяч лет назад) изображения располагались в самых доступных частях пещеры и представляли собой рисунки среднего или крупного размера. С приближением к мадленской эпохе (15 — 8 тысяч лет назад) изображения уменьшались и перемещались вглубь пещеры, располагаясь в небольших, порой скрытых камерах. Гравировки стали преобладать над рисунками. Учёные считают, что эти перемены связаны с появлением у искусства новых функций.  В пре-мадленскую эпоху живопись создавали, чтобы показывать всему сообществу. С приходом мадлена, однако, искусство становится доступным узкой группе людей.

Авторы исследования подчеркивают, что их выводы предварительные, получены для конкретного географического региона, поэтому стоит относиться к ним с осторожностью. 


Источник:

  • García-Diez, M., Ochoa, B., Vigiola-Toña, I., Garrido-Pimentel, D., Rodriguez-Asensio, J.A. (2016.) Temps et reseaux de l'art paleolithique: la grotte de La Covaciella (Asturies, Espagne). L'Anthropologie: 120 (5). DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.anthro.2015.11.001

 



11 февраля - Ученые Против Мифов в Петербурге

Интересно

Если же говорить о шимпанзе, то следует отметить, что в отношении них эксперименты проводились лишь с несколь­кими десятками особей, имена которых все время повторяются в литературе и известны каждому, кто ознакомился с этой отраслью  знаний... Поэтому  весьма  трудно  представить,  чтобы среди именно этой столь небольшой группы можно было встре­тить особь с наибольшими из возможных способностями. Мо­жет быть, гений рода шимпанзе проживает где-либо в афри­канских зарослях, однако мы не знаем его, а он в примитив­ных условиях своего быта не имеет подходящего случая для того, чтобы обнаружить все свои способности. 

Ян Дембовский, Психология обезьян, М., «Издательство иностранной литературы», 1963 г., с. 48-50.

Catalog gominid Antropogenez.RU