Новости антропологии
17.02.2017
Автор: Юлия Попова

Во Франции найдена гравировка возрастом 38 тыс. лет

Международная группа исследователей обнаружила одно из самых древних изображений на территории Европы. На расколотой известняковой плите, найденной во французской пещере Абри Бланшар, изображён древний бизон, окружённый рядами точек. Подробности открытия опубликованы в журнале Quaternary International.

Плита с изображением бизона из пещеры Абри Бланшар. Фото: Ph. Jugie/Musée national de Préhistoire collections

Пещера Абри Бланшар заинтересовала археологов ещё в начале XX века. Одной из самых известных находок, сделанных здесь, стала  пластина, изготовленная из кости орла и покрытая насечками, складывающимися в извилистую линию. Несколько десятилетий назад американский журналист и исследователь Александр Маршак высказал весьма оригинальную гипотезу, согласно которой насечки на пластине образовывали простейший лунный календарь. Впрочем, научное сообщество идею Маршака не поддержало, и назначение костяной пластины с насечками остаётся загадкой.

Очередную находку – плиту с изображением тура - археологи сделали в 2012 году — после года новых раскопок  в Абри Бланшар. Исследователи полагают, что их открытие не только поможет лучше понять символизм того времени, но и даст новую информацию о жизни и мышлении первых людей современного типа, прибывших из Африки в Европу.

В целом, находки, сделанные в пещере, а также на соседнем памятнике Абри Кастане, содержат общие для всей территории Западной и Центральной Европы черты ориньякской культуры (существовавшей 43 — 33 тысячи лет назад), но с региональными особенностями. Французские пещеры относятся к древнейшим в Евразии памятникам, содержащим произведения искусства. Здесь найдены сотни украшений из зубов и проколотых раковин, бусы из мамонтовой кости, гравировки и рисунки на известняковых плитах.

...Вдруг мне попалась хорошо отпрепарированная, высотой в 25-30 см "детская игрушка-пирамидка", названия гастропода, естественно, я тогда или не знал, или забыл из палеонтологического курса. Я подхватил эту "игрушку" и к Сергею Валерьевичу. Сергей Валерьевич созывает всех спуститься к нам вниз и, нахваливая меня, очень высокопарно начинает рассказывать про эту гастроподу: что это очень редкий образец, очень хорошей сохранности, что его добыл такой-то, такой-то талантливый студент(по имени-отчеству и фамилии, и на Вы!), что это чуть ли не открытие мирового масштаба!..